|
|
N°242, 27 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неисправность или теракт
Азербайджан ищет причину гибели пассажирского Ан-140
Генеральная прокуратура Азербайджана возбудила вчера уголовное дело в связи с катастрофой пассажирского самолета Ан-140. Дело возбуждено по статье, предусматривающей ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее гибель двух и более человек.
Трагедия произошла 23 декабря. Лайнер «Азербайджанских авиалиний» спустя несколько минут после взлета упал на побережье Каспия в 30 км от Баку. На борту самолета, совершавшего рейс по маршруту Баку--Актау (Казахстан), находились 18 пассажиров и пять членов экипажа. Среди них были граждане Азербайджана, Казахстана, Великобритании, Австралии, Турции и Грузии. Все они погибли. В субботу на месте катастрофы побывал президент Азербайджана Ильхам Алиев. По иронии судьбы в тот день ему исполнилось 44 года.
В Азербайджане разбился самолет усовершенствованной модели Ан-140-100. Контракт на поставку четырех таких машин на сумму более 36 млн долл. был заключен между АЗАЛ и Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП) в июле 2004 года. Разбившийся Ан-140, названный в честь азербайджанского города Евлаха, был передан авиакомпании 27 ноября 2004 года. Сейчас эксперты Межгосударственного авиационного комитета СНГ, в том числе представители России, а также украинского завода-изготовителя ХГАПП и авиаперевозчика АЗАЛ, работают над расшифровкой «черного ящика». Работа может занять до десяти дней.
Сразу же после трагедии появились две версии: отказ навигационного оборудования и теракт. Как сообщил «Времени новостей» источник в «Азербайджанских авиалиниях», в пользу взрыва на борту может говорить большой разброс обломков -- ведь самолет летел еще на небольшой высоте. «Если бы Ан-140 просто упал, то скорее всего его корпус оказался бы разломанным на две или несколько крупных частей», -- сообщили «ВН» в АЗАЛ.
Но предварительные результаты расследования не подтверждают версию о теракте. Как сообщило азербайджанское информагентство Туран, скорее всего можно говорить о неполадках в системе управления Ан-140.
Потерпевший катастрофу самолет за последний год дважды прошел предполетную проверку и находился на гарантийном обслуживании. Госконцерн АЗАЛ, осуществляющий внутренние и международные рейсы более чем в 60 стран, в том числе в Россию, на Украину, в Великобританию и даже в опасный Кабул, не имел до этого на своем счету ни одной аварии.
У трагедии есть и мистическое обстоятельство. День в день, ровно за три года до нынешней трагедии близ Баку, 23 декабря 2002 года, украинский Ан-140 разбился при заходе на посадку в аэропорту иранского города Исфахана. Тогда погибло более сорока человек.
Петр ИСКЕНДЕРОВ