|
|
N°241, 26 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Теле-теле-тесто
Проект концепции и техническое задание на создание общественного телевидения, подготовленные Министерством культуры и отправленные на согласование в правительство, -- это концентрированное доказательство того, почему в сегодняшней России настоящего общественного телевидения быть не может.
Общественное телевидение на самом деле очень дорогая игрушка -- как с политической, так и с финансовой точки зрения.
Политическая цена, которую должно платить за общественное телевидение государство, -- это полный отказ от его финансирования из госказны либо частичное финансирование при полном отказе государства от возможности "заказывать музыку" даже в размере оплаченных счетов.
Финансовая цена общественного телевидения, наоборот, платится не государством, а обществом -- главным источником финансирования такого телевидения, по определению, должна быть абонентская плата. Но общедоступное телевидение -- едва ли не последний оставшийся элемент советского пакета бесплатных услуг. И принимая во внимание очень низкий уровень доходов большинства россиян, переход на тотальную абонентскую плату за телевизор окажется крайне непопулярным шагом. К тому же многим людям это окажется просто не по карману, и общественное телевидение, которое в идеале должно быть общедоступным, таковым не станет.
Простодушный Минкульт в своем плане создания общественного телевидения абонентской платы не предусматривает, при этом резонно указывая, что оплачивать такой канал не должны и коммерческие структуры. Остается только государство. Но если в сегодняшней России за общественное телевидение будет платить государство, мы неизбежно получим очередное государственное телевидение.
Что российское общество в принципе не готово к общественному телевидению -- очевидно. Большинству населения и с нынешним незатейливым развлекательно-пропагандистским бесплатным ТВ живется неплохо. А если не нравится этот микст петросянщины с программой "Время" и есть немного денег, можно поставить "тарелку" и вообще забыть о существовании общедоступного российского телевидения.
С гражданами все понятно, зато совершенно непонятно, зачем общественное телевидение нынешнему российскому государству. Успешно забетонировав все общенациональные телеканалы, изведя на корню всю сколько-нибудь отличающуюся от точки зрения власти информацию, государство непонятно почему вдруг должно раскошеливаться на симулякр независимого телевидения. Зачем тратить деньги на экспортный канал "Раша тудей", еще понятно. В случае с общественным телевидением для внутреннего пользования на государственные деньги в качестве мотива остается предположить только банальное казнокрадство.
В России сейчас попросту нет такого политического теста, из которого может быть слеплено общественное телевидение. Сам факт появления такого телевидения -- показатель зрелости общества и государства, знак качества демократии. В России ведь уже было одно общественное телевидение, кстати, формально подходившее под модную нынче формулу "государственно-частного партнерства". Государство тогда отдало "первую кнопку" на откуп консорциуму бизнес-структур во главе с Борисом Березовским, которого позднее само "отжало" из этого бизнеса. Но даже во времена ОРТ и засилья конкурирующих олигархических телеканалов, в эпоху нескончаемых информационных войн демократии было куда больше.
Если развитая партийная система, независимые средства массовой информации, реальная политическая конкуренция -- это необходимые и неотъемлемые составляющие нормальной демократии, то общественное телевидение -- скорее украшение, дополнительный штрих к уже законченному портрету демократического устройства. Надо ли лишний раз доказывать, что к облику сегодняшней декоративной российской демократии такое украшение не подходит.
Семен Новопрудский