|
|
N°239, 22 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Квадратура кубка
Четвертый фильм о Гарри Поттере на московских экранах
На четвертом году обучения Гарри Поттера (Дэниэл Рэдклифф) в школе волшебства Хогвартс там готовятся принять гостей со всей Европы. Грядет Турнир Трех Волшебников -- одно из самых важных в волшебной иерархии состязаний, призванных выбрать из чемпионов разных школ одного-единственного и самого сильного мага. Кубок огня, который тревожат только по самым ответственным случаям, выбирает трех участников турнира. Но когда ритуал уже практически окончен и избранники названы, кубок неожиданно выдает еще одно имя. Какое -- догадаться нетрудно. Так что Гарри, никак не подходящий для состязания ни по возрасту, ни по опыту, вынужден пройти все ступени магического конкурса -- и постараться не то чтобы выиграть, но хотя бы остаться в живых. А это тем более сложно, так как в непосредственной близости от Хогвартса уже отчетливо ощущается смрадное дыхание главного и самого опасного врага Гарри -- да и всего живого вообще...
Экранизацию «Гарри Поттера и кубка огня» -- толстенного тома в 734 страницы -- первоначально планировали разделить на два отдельных фильма и выпустить в прокат с перерывом в несколько месяцев. Но Ньюэлл, посоветовавшись с режиссером «Узника Азкабана» Альфонсо Куароном, в конце концов убедил студию, что сможет уложить основные события книги в одну серию без особого ущерба, не превращая «Кубок огня» в тарантинообразный опус «Убить Гарри». И обещание свое сдержал. Несмотря на то что даже при продолжительности в 2 часа 37 минут вмешательство монтажных ножниц нет-нет да и бросается в глаза, ни на внятность, ни на увлекательность это особо не влияет: Ньюэлл, как грамотный зодчий, действительно отсек все ненужное. Во многом еще и поэтому его фильм оказался, пожалуй, первым в поттериане, о котором можно рассуждать как о вполне самоценном кинопроизведении, а не просто сравнивать его с предыдущими частями. Возможно, это случилось бы куда раньше, если бы Ньюэлл (кстати, первый британец, взявшийся экранизировать книги Джоан Роулинг) стал бы, как и предполагалось в свое время, режиссером самого первого фильма о Поттере. Но как бы там ни было, эпопея очень вовремя прибавила в мрачности и психологизме -- в полном соответствии с обращенными к Гарри словами: «Трудные и сложные времена грядут впереди» (произносящий эту сентенцию профессор Альбус Дамблдор в исполнении Майкла Гэмбона парадоксально, но от того не менее интонационно-точно цитирует Михаила Ульянова в первом «Антикиллере»: «Смутные времена наступают, Гангрена, смутные...»). В Хогвартсе и окрестностях на сей раз с избытком будет и «фэнтезийного насилия», и «пугающих образов» (именно так сформулированы причины, впервые в истории цикла стоившие «Кубку огня» возрастных ограничений). Драконы в кои-то веки не только «жутко впечатляющие», но и жуткие просто, смотреть на них не столько интересно, сколько боязно; русалки тоже не вполне соответствуют привычным представлениям, основанным на Андерсене и Диснее; внешность лидера одной из восточноевропейских волшебных школ Игоря Каркароффа (Предраг Бьелач) вполне, кажется, сознательно скопирована с «Распутина -- безумного монаха», которого Кристофер Ли играл в фильме ужасов британской студии «Хаммер»; состязание в лабиринте вгоняет в дрожь не меньше, чем соответствующие сцены из «Сияния» Стэнли Кубрика и Стивена Кинга. Наконец, впервые во всем своем безобразии на экране предстает Темный Лорд Воландеморт -- Тот, О Котором Не Говорят Вслух, а до сего момента предпочитали еще и не показывать. В его облике -- на самом деле очень страшном -- нет ровным счетом ничего человеческого, и тем не менее Темный Лорд не имеет ничего общего с безжизненно-спецэффектными физиономиями привычной киношной нечисти. Его играет (и здесь это слово более чем уместно) Рейф Файнс, в очередной раз на самом, казалось бы, странном и неподходящем материале доказавший, что он лицедей, равных которому найдется сегодня немного. Того, О Ком Не Говорят, волею художников и гримеров почти что лишенного антропоморфных черт, выдают глаза. И их темного света оказывается более чем достаточно, чтобы поставить злодея из всемирно известной детской книжки на одну плоскость с предыдущими, отборными ролями этого грандиозного актера -- в «Списке Шиндлера», «Английском пациенте», «Конце романа», «Пауке». Именно участие Файнса в качестве персонифицированного зла дает понять, что у Гарри действительно начались серьезные неприятности. И что следующая серия, «Гарри Поттер и Орден Феникса», премьера которой запланирована на 2007 год, окончательно переведет сериал о мальчике-волшебнике из разряда традиционных каникулярных развлечений в категорию абсолютно серьезного кино, на которое вполне уместно отправиться в каком угодно возрасте.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ