Германо-американский концерн DaimlerChrysler вчера распространил заявление о замораживании планов по строительству сборочного завода в России. По мнению члена правления компании Рюдигера Грубе, отвечающего за стратегическое развитие концерна, «при существующих рамочных условиях производство в России является экономически невыгодным». DaimlerChrysler не устраивает существующая система таможенного налогообложения. По этому показателю, как считает концерн, Россия серьезно уступает другим странам. По информации «Времени новостей», это заявление появилось после состоявшихся вчера решающих переговоров представителей концерна с российским правительством об условиях строительства. Судя по позиции DaimlerChrysler, они завершились не в пользу производителя «Мерседесов».
Г-н Грубе заявил вчера: «В частности, действующие таможенные пошлины, а также требования по локализации производства делают производимые автомобили класса «премиум» неконкурентоспособными, разница в таможенных ставках, применяемых при различных методах производства, не дают России конкурентных преимуществ в сравнении с другими странами».
Впервые о возможности строительства завода по сборке Mercedes-Benz в России DaimlerChrysler заявил весной этого года. Ожидалось, что объявлено о строительстве будет осенью. DaimlerChrysler планировал, что мощность завода составит 25--30 тыс. автомобилей в год. Место расположения -- под Санкт-Петербургом или в Подмосковье. В его создание концерн намеревался вложить около 80 млн долларов.
О заводе говорилось на самом высоком уровне. В мае президент России Владимир Путин даже встречался с председателем правления DaimlerChrysler Юргеном Шремпом. На встрече обсуждались планы по расширению деятельности компании в России. Тогда президент России заявил главе автомобильного концерна, что о планах DaimlerChrysler говорилось «в присутствии федерального канцлера Германии», которым тогда был Герхард Шредер. Г-н Шремп заявлял уже тогда, что все вопросы относительно планов по сборочному производству Mercedes в России прояснены. Но время шло, а переговоры между российским правительством и DaimlerChrysler не приходили к окончательному компромиссу. А теперь и канцлер сменился.
На прошлой неделе петербургский губернатор Валентина Матвиенко сообщила журналистам, что DaimlerChrysler хотел получить от российского правительства гарантии предоставления особых условий, в частности по таможенным льготам, для сборки автомобилей класса «С». Но правительство на них не было готово пойти и предлагало равные условия для всех желающих строить сборочные производства. DaimlerChrysler, судя по всему, посчитал, что риски все же перевешивают, и отказался от строительства заводов.
Впрочем, германо-американский концерн допускает, что в будущем ситуация в России изменится, и он все же сможет организовать производство. По крайней мере переговоры с правительством на эту тему DaimlerChrysler пообещал продолжить, правда, не уточняя, когда именно.
По итогам прошлого года DaimlerChrysler продал в России всего 6,5 тыс. автомобилей, из которых 4 тыс. были
Mercedes-Benz. Это почти в шесть раз меньше планируемых мощностей завода, который так и не будет построен. Впрочем, продажи компании в России растут -- за первое полугодие они увеличились на 24%. Кстати, у DaimlerChrysler есть опыт сборки автомобилей в России. В начале этого года на базе коломенской автоколонны «Мострансавто» организовано производство по сборке 18-местных микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter 413 SDI. Инвестиции в этот проект обошлись концерну всего в 500 тыс. евро. Правда, и объем производства на предприятии скромный -- всего 240 автобусов в год (в перспективе планируется увеличить его до 500). Кроме того, компания ведет переговоры с ГАЗом о поставках туда двигателей, начиная с будущего года. Пока на этом деятельность автомобильного концерна в нашей стране ограничивается. DaimlerChrysler предпочитает возить свою продукцию для россиян с европейских предприятий.