|
|
N°234, 15 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слежка и реклама в одном флаконе
Пентагон перешел все границы
Министерство обороны США ведет слежку за американскими неправительственными организациями. Об этом свидетельствуют представленные американской телекомпанией Эн-би-си отрывки из секретного 400-страничного документа Пентагона. В нем проанализированы полторы тысячи акций американских пацифистов, проведенных с ноября 2004-го по май 2005 года не только вблизи от военных баз и центров по набору военнослужащих на территории США, но даже в Голливуде. Заметки на полях документа говорят о том, что для сбора информации Пентагон пользовался конфиденциальными источниками внутри этих групп.
В разгар войны во Вьетнаме, в 1970 году, в США разгорелся скандал, когда выяснилось, что военные держат под наблюдением 100 тыс. американцев. Конгресс США провел расследование, на разведывательную деятельность на территории США были наложены жесткие ограничения. Однако после терактов 11 сентября 2001 года министерство обороны вернулось к старой практике.
«Пентагон после 11 сентября явно перешел все границы, но теперь ему прижмут хвост, -- заявил вчера «Времени новостей» директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин. -- Это и есть гражданское общество -- раскопали информацию, и обязательно последует реакция».
Вчера же в США разгорелся еще один скандал, связанный с Пентагоном. Как сообщила американская газета «Ю-эс-эй тудэй», в июне командование спецопераций заключило с тремя компаниями США пятилетний контракт стоимостью в 300 млн долл. на размещение в зарубежных СМИ статей, рекламных объявлений, ТВ-программ и других пропагандистских продуктов, восхваляющих Америку. Одна из нанятых Пентагоном компаний -- «Линкольн-групп» -- недавно «засветилась» в Ираке, секретно оплачивая местным журналистам и СМИ публикации проамериканских материалов.
Подобная пропаганда без ссылки на ее правительственные источники на территории США запрещена законом. Но заказные материалы публикуются за рубежами Америки, причем даже в странах -- союзниках США. «Проплаченные американцами материалы могут появляться и в России, -- считает Николай Злобин. -- Может, не напрямую в статьях, но в виде мнений, высказанных людьми, которые пытаются получить западные гранты и которым нужна подготовка собственного имиджа».
Сообщения о создании в Пентагоне «маленького, но хорошо финансируемого» управления стратегического влияния, ответственного за размещение сфабрикованной информации в иностранных СМИ и формирование общественного мнения за рубежами США, появились сразу же после террористической атаки 11 сентября. В эффективности такой деятельности Николай Злобин сомневается: «До 11 сентября Пентагон был в глазах мира респектабельным непобедимым ведомством, но прошло четыре года -- и что осталось? При современных технологиях эффективность такой пропаганды равна нулю, и борьба за надутый пафосный имидж обернется против тебя, если ты этому имиджу не соответствуешь».
Андрей ЗЛОБИН