|
|
N°234, 15 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Недостаток дейтонской модели -- культура зависимости и безответственности"
Минуло десять лет с того дня, как 14 декабря 1995 года в Париже было подписано Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (БиГ), известное под именем Дейтонского соглашения. Об опыте и уроках урегулирования в БиГ спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал бывший заместитель первого Высокого представителя международного сообщества в БиГ, а ныне постпред России при Европейских сообществах Владимир ЧИЖОВ.
-- Что легло в основу боснийского урегулирования? И почему соглашение, подписанное в Париже, называется Дейтонским?
-- Переговоры стартовали 1 ноября 1995 года на авиабазе Райт-Паттерсон в штате Огайо близ Дейтона и растянулись на три недели. Основные параметры плана боснийского урегулирования согласовывали в рамках Контактной группы (в нее входили ФРГ, Великобритания, Франция, США и Россия. -- Ред.), созданной в разгар боснийского кризиса в 1994 году. В переговорах участвовали американский представитель на Балканах Ричард Холбрук, делегация Евросоюза во главе с Карлом Бильдтом, ставшим затем первым Высоким представителем в БиГ, а также российская делегация во главе с Игорем Сергеевичем Ивановым, в то время первым замом министра иностранных дел.
В Дейтоне сумели уломать представителей трех основных сил, участвовавших в этом конфликте, -- боснийских, хорватских и сербских. Детальную карту раздела территорий на компьютерах рисовали в Пентагоне, вычисляя до тысячных долей процента, кому и сколько квадратных сантиметров достанется. В итоге линия раздела прошла сквозь 16-этажный жилой дом... А на подписании соглашения в Париже настояли европейцы.
-- Каковы уроки боснийского урегулирования для сегодняшнего дня?
-- Прежде всего должно главенствовать политическое урегулирование. Попытки решения чувствительных проблем между государствами и народами Европы силовыми средствами, как показывает практика, приносят лишь жертвы, кровь и разрушения. При этом урегулирование может быть успешным лишь только при согласии в международном сообществе. Это особенно важно помнить на нынешнем чувствительном витке косовского урегулирования, когда начинаются переговоры по статусу края.
Дейтонское соглашение -- мучительный компромисс, включивший в себя территориальное размежевание, конституционные ограничения суверенитета с созданием поста Высокого представителя и сохранением массированного международного присутствия. Сложно назвать Боснию по международным меркам нормальным государством. У страны три президента, 13 премьер-министров...
-- Можно ли использовать дейтонскую модель в Косово?
-- Я так не считаю. На момент начала переговоров у участников конфликта в Боснии истощились ресурсы -- материальные, военные, людские. В Косово этого не видно. Там энергия еще бурлит, и в этом принципиальное отличие двух конфликтов.
-- Каков был вклад России в урегулирование?
-- На всем протяжении боснийского кризиса Россия играла активную роль. Прибытие непосредственно в Сараево второго российского батальона в составе войск ООН позволило прекратить обстрел и развести противоборствующие стороны. Это помнят и ценят. У нас было два батальона в составе войск ООН -- до 1995 года это была ооновская операция. Политически это было участие в Контактной группе и работа в Совбезе ООН.
-- Что предстоит скорректировать в дейтонской модели, чтобы превратить БиГ в более жизнеспособное государство?
-- В настоящее время БиГ -- это довольно громоздкая и неуклюжая структура. По конституции, являющейся одним из разделов Дейтонского соглашения, БиГ состоит из двух образований -- Федерации БиГ и Республики Сербской, со слитно нарезанными территориями (без анклавов) в соотношении 51:49. Не урегулирован лишь вопрос города Брчко -- небольшого района-перемычки между двумя частями Республики Сербской. В Дейтоне этот вопрос был отложен, несколько лет тянулся арбитраж. В итоге Брчко получил особый статус с международным администратором и смешанной властью.
-- Решен ли вопрос беженцев?
-- Это другой важный компонент урегулирования. Накануне войны в Боснии жили 4,4 млн человек, половина жителей покинули страну в годы войны. Вернулось чуть меньше миллиона, при этом две трети вернувшихся поселились там, где их народы составляют большинство. Наиболее важным и чувствительным аспектом урегулирования было возвращение беженцев туда, где правят «другие». Таких беженцев уже переселилось порядка 300--400 тыс. Хорваты вернулись в кантоны, где власть у мусульман. Часть мусульман, но очень малая, вернулась в Республику Сербскую. Есть и достижения: свобода перемещения по всей территории, введение единых автомобильных номеров и паспортов для поездок за границу. Но у экономики еще нет прочной основы, а на «капельнице» международного сообщества вечно существовать нельзя -- рано или поздно «питательный раствор» кончается. Другой недостаток дейтонской модели -- культура зависимости и безответственности местного руководства, порожденная нынешней системой управления на основе полномочий Высокого представителя в БиГ. Да, эта система облегчила принятие непопулярных, но необходимых решений. Вместе с тем она сформировала своего рода наркотическую зависимость от «иностранного дяди», берущего на себя всю ответственность.
-- Дейтонское соглашение надо исправлять, но смогут ли Россия, ЕС и США найти в этом вопросе общий язык?
-- В соглашении заложена возможность корректировки, но при условии единогласия обоих образований в составе БиГ и свободного волеизъявления трех государствообразующих народов. Некоторые наши партнеры выступают за форсированный темп изменений. Одни даже подвесили «морковку» евроинтеграции, пообещав БиГ в отдаленной перспективе вступление в Евросоюз и НАТО. И под эти обещания начинается давление. Мы за то, чтобы ревизия соглашения шла добровольно.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ