Время новостей
     N°232, 13 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.12.2005
Чего изволите
Российский бизнес доверяет власти больше, чем об этом говорит
Что представляет собой доверие как экономическая категория, от чего зависит его уровень и можно ли этот уровень измерить, попытались выяснить эксперты ФБК в аналитическом докладе «Доверие как экономическая категория». Выяснилось, что население тем больше доверяет власти, чем она строже к бизнесу, а бизнес (о чем говорит статистика его деловой активности) вовсе не так болезненно среагировал на дело ЮКОСа, как заявляет об этом на словах.

Лингвистически «доверие» определяется как уверенность в чьей-либо добросовестности и искренности. Но в словарях среди примеров использования этого слова приведено много выражений, характеризующих потерю доверия, и ни одного словесного оборота, говорящего о его восстановлении.

Доверие как экономическая категория -- это, по мнению автора доклада, руководителя аналитического департамента ФБК Игоря Николаева, количественная динамическая характеристика взаимоотношений экономических субъектов, которые основаны на выгодности экономических результатов взаимодействия и на уверенности в добросовестности, лояльности и искренности.

Первопричиной снижения доверия оказываются, как правило, действия власти. Дело в том, что у власти, с одной стороны, населения и бизнеса -- с другой совершенно разные возможности для исправления ситуации. Если бизнес и власти могут использовать выборные процедуры для обновления власти, то власть естественным образом не может «заменить» население и бизнес. Из-за чего она и предпринимает меры контрольного, а порой и откровенно репрессивного характера

Исследования показывают, что процветание Японии и «азиатских тигров» обусловлено высоким радиусом доверия в этих странах. Российская, а также советская история по таким признакам пока не исследовалась. Однако эксперты из ФБК уверены, что именно недостаток доверия в советской экономике стал причиной общего кризиса системы. Когда государство не доверяет производителям, подстраховываясь директивным планированием, а производители живут по принципу «проси больше, все равно дадут меньше».

В странах еврозоны, США и Японии длительное время составляются индексы доверия потребителей, индексы потребительских ожиданий, индексы делового доверия. Но эти индексы, основанные на опросах людей, являются скорее эмоционально-психологической, чем экономической категорией. В России в практической плоскости с индексом доверия работает Альфа-банк, однако его индикаторы затрагивают лишь группу профессиональных инвесторов.

Для полного охвата всех субъектов рынка и определения доверия, характеризующегося уровнем экономической активности всех субъектов, специалисты ФБК предложили использовать 12 индикаторов . Был проведен опрос 16 экспертов -- членов «Клуба 2015» (объединяет ряд крупных предпринимателей и известных менеджеров). Методика опроса заключалась в присвоении каждому показателю оценки по десятибалльной шкале, где 10 означало наибольшее влияние на доверие, 1 -- наименьшее.

Любопытны показатели, получившие минимальную и максимальную оценки. Если в набравшем 126 баллов показателе «инвестиции в основной капитал» ничего неожиданного нет, то набранные «безработицей» всего лишь 68 баллов кажутся достаточно удивительными. «Количество арбитражных дел» обгоняет «безработицу» сразу на десять баллов.

Затем для максимально точной оценки внутри каждого индекса были введены подиндексы. Например, «денежные вложения населения» включают в себя покупку валюты, депозиты до трех лет, свыше трех лет и т.д. Здесь брались данные статистики с 2000 года.

Общий интегральный индекс доверия, получившийся в итоге, как ни странно, ежегодно падает в первом квартале. Однако если индекс статистическими приемами очистить от фактора сезонности, получается, что с января 2000 года по август 2005-го индекс доверия увеличился со 100 до 160 пунктов. Отрицательную динамику (то есть работу на снижение индекса) за это время показало несколько пунктов: индекс потребительских цен, безработица, вывоз капитала частным сектором, покупка валюты населением, депозиты организаций, вложения кредитных организаций в ценные бумаги, число малых предприятий. С другой стороны, значительно выросший индекс объема кредитования физических лиц не позволяет однозначно говорить об укреплении доверия, ведь высокие проценты по кредитам говорят об обратном.

Интересным представляется также разделение индекса по группам "население" и "организации". Оказалось, что практически все колебания интегрального индекса связаны с изменением индекса доверия юридических лиц. В отличие от него индекс доверия физических лиц, увеличившись за рассматриваемый период более чем в два раза, до апреля 2003 года находился в состоянии стагнации. «Это позволяет сделать вывод о том, что рост индекса доверия физлиц начался как раз с раскручивания дела ЮКОСа, население приветствовало решение государства «разобраться» с олигархами, это импонировало и значительной части мелких предпринимателей», -- говорит Игорь Николаев.

Динамика индекса доверия юрлиц демонстрирует рационализм и прагматичность бизнеса. Если вспомнить, сколько в последнее время говорится о жесткости государства в отношении крупного бизнеса и о негативном влиянии на бизнес-среду дела ЮКОСа, после которого многие прогнозировали значительное ухудшение инвестиционного климата, логично было бы предположить, что доверие бизнеса к власти будет серьезно подорвано; на уровне разговоров это так, но цифры говорят об обратном, утверждает г-н Николаев. Достигнув к июлю 2003 года 114 пунктов, индекс доверия на протяжении полутора лет оставался ниже этого уровня, но к январю 2005-го вырос до 122 пунктов, а в июле 2005 года резко снизился ниже значения июля 2003-го. Это говорит о том, что степень влияния дела ЮКОСа на доверие в экономике оказалась меньше, чем можно было ожидать. Во второй половине 2003 года произошел всплеск оттока капиталов за рубеж, однако он носил краткосрочный характер.

Отмеченная тенденция, по мнению исследователей ФБК, говорит о том, что поведение российского бизнеса в большей степени предопределяется холодным расчетом, экономической эффективностью и целесообразностью, а также стремлением расширять свой бизнес независимо от эмоций и личного отношения к действиям властей. По словам г-на Николаева, спустя полтора столетия лучше всего объясняют поведение бизнеса слова Маркса из первого тома «Капитала»: «Если обеспечить капиталу 10% прибыли, он будет согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% он готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хоть под страхом виселицы».

Ирина СКЛЯРОВА