|
|
N°226, 05 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жажда потребления
Россияне увеличивают траты на покупки быстрее, чем растут их доходы
«Покупательство» не из-за необходимости, а ради удовольствия прочно входит у россиян в привычку, и потакать ей готовы владельцы торговых сетей, приходящие на российский рынок. Россия вошла в число стран, предлагающих наилучшие инвестиционные возможности для компаний розничной торговли и производства товаров широкого потребления. Такой вывод сделан в проведенном PricewaterhouseCoopers исследовании рынка розничной торговли «От Пекина до Будапешта: бренды победители, форматы победители».
Два региона, в которых проживает около половины населения планеты, Азия и Центральная и Восточная Европа, становятся основной движущей силой мировой экономики, в том числе и в сегменте потребительского рынка, говорится в докладе. Среди 20 азиатских и восточноевропейских стран самые активные потребители в Китае, Индии, Турции, Вьетнаме, России, Румынии и Болгарии. Для сравнения, такие страны, как Чехия, Венгрия, Польша, Сингапур, Республика Корея, Таиланд, аналитики PWC рекомендуют инвесторам лишь в некоторых сегментах розницы, а «действовать с осторожностью» призывают в Индонезии, на Филиппинах и Тайване.
В России, как и во всех странах -- участниках обзора, потребители четко делятся на две категории: «покупатели, озабоченные ценой» и «новые богатые», для которых шопинг стал формой развлечений. Гипермаркеты, супермаркеты и магазины товаров класса «люкс» пользуются огромной популярностью у богатеющих слоев, но в то же время, как уверяют авторы доклада, дискаунтеры и магазины дешевых товаров будут и впредь пользоваться успехом у малообеспеченных слоев населения.
Растущие доходы после многих лет материальных трудностей заставляют россиян тратить с особым увлечением. Потребительские расходы в пошлом году выросли на 22%, в то время как реальные доходы населения всего на 18%. Что, по мнению авторов доклада, демонстрирует уверенность людей в будущих доходах. Состав расходов за последние пять лет существенно изменился. Доля расходов на продукты питания снизилась с 53 до 39% в пользу расходов на транспорт (возросли с 4 до 11%), отдых, образование и культурные развлечения (возросли с 2 до 10%).
При этом модель распределения расходов в России все еще далека от развитых стран, где доля расходов на продукты питания не превышает 15% от общей суммы и до 17% расходуется на отдых и развлечения.
В торговле продуктами современные форматы занимают пока еще менее 20%. Еще 44% приходится на открытые рынки и 36% на такие устаревающие формы, как киоски и «магазины возле дома». Тем не менее самым быстроразвивающимся сегментом обещают стать именно «магазины возле дома», к 2010 году их количество удвоится. Одним из наиболее успешных является формат дискаунтеров, на этом рынке полностью доминируют российские компании. Нишу супермаркетов практически полностью заняли российские компании, хотя иностранцы также успешно выдвигаются на этот рынок. Зато гипермаркеты в основном представлены пока иностранными компаниями.
Тенденция к росту прослеживается в сегменте сетевых аптек, а также в сфере торговли стройматериалами. В этом секторе пока преобладают открытые рынки, однако в последние годы на рынок пришли сразу несколько крупных иностранных торговых сетей.
Если сравнить, какие предприятия активнее всего скупали в последние два года российские и иностранные инвесторы, то с точки зрения количества и величины стоимости сделок лидирует производство напитков и розничная торговля, делают выводы эксперты PWK.
Хотя для развития розницы у России есть огромный потенциал, инвесторы могут столкнуться со специфически российскими проблемами, полагает партнер PricewaterhouseCoopers Крис Скирроу. Это высокая конкуренция за торговые площадки, в том числе и со стороны компаний жилищного строительства. Это колоссальная нехватка квалифицированного персонала, несовершенство цепочки поставок при продвижении компаний в регионы. И наконец, в долгосрочной перспективе, сокращение численности населения (а значит, и покупателей) ввиду его старения.
Ажиотажный спрос покупателей на товары широкого потребление продлится в России, по мнению г-на Скирроу, около четырех лет. Затем может последовать стагнация, так как все большее количество людей будет вынуждено расплачиваться по потребительским кредитам. Тем не менее, считает он, инвестирование в сектор розницы будет в Росси высокоприбыльным бизнесом. Владельцы крупных сетей рассчитывают сегодня в основном на 14 российских городов-миллионников. Тем не менее у многих из них уже есть в планах продвижение в города с численностью населения от 500 тыс. Возможен и американский вариант, когда жители даже мелких городков эффективно обслуживаются предприятиями розничной торговли, считает партнер PWC.
Правда, для России перспективы розничного бума довольно неоднозначны, и связано это с перспективами вступления страны во Всемирную торговую организацию. Которое, по мнению авторов доклада, с одной стороны, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране, но, с другой, может негативно отразиться на отечественных производителях и владельцах торговых марок из-за роста конкуренции.
Ирина СКЛЯРОВА