|
|
N°225, 02 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не в коня корм
Российские чиновники победили новые технологии в госуправлении
Государство тратит на повышение эффективности работы госаппарата путем внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) огромные деньги, однако ожидаемого эффекта пока не видно...
Статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов заявил вчера на Всероссийской конференции «CIO-Госсектор», что по линии федерально-целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» на эти цели направляется ежегодно 1,7 млрд руб. Если учесть, что в стране 1,7 млн чиновников, то, как отметил г-н Шаронов, получается, что «на информатизацию одного чиновника тратится 1000 рублей». В целом за счет бюджетов всех уровней на высокотехнологичное обеспечение российских управленцев тратится 60 млрд руб. в год. «При этом качество госуправления в России падает год от года, тогда как в других странах за счет внедрения новых технологий повышается», -- с сожалением констатировал г-н Шаронов. «Информатизация делает хорошее управление еще лучше, а плохое -- еще хуже», -- поддержал замминистра заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Петр Щелищ.
Эти выводы подтверждают исследования влиятельных международных организаций. Так, в страновом рейтинге Transparency International, определяющем уровень коррупции, Россия скатилась с 76-го места в 1998 году (рядом с Вьетнамом и Венесуэлой) на 126-е в 2005-м (уровень Албании, Нигера и Сьерра-Леоне). Индекс качества регулирования в России в 2004 году равнялся, по оценке Всемирного банка, 30,5 пункта -- рядом с Китаем и Вьетнамом (в 1998 году был выше на один пункт). По индексу непрозрачности Kurtzman Group у России 40-е место из 48 крупнейших стран (рядом с Индонезией и Китаем).
По мнению Андрея Шаронова, улучшения госуправления не происходит главным образом потому, что до сих пор действуют старые управленческие технологии, которые призвана разрушить административная реформа. «Компьютер покупается для того, чтобы удобно и красиво распечатывать лицензии, а не для того, чтобы сделать процесс выдачи этих лицензий быстрым, подконтрольным и прозрачным. Практически неизвестны случаи, когда при внедрении ИКТ сокращался бы штат сотрудников», -- говорится в материалах, подготовленных к конференции.
Кроме того, по словам г-на Шаронова, налицо беспорядок в учете государственной информации, дублирование, противоречия в информации различных ведомств, публикуемой на интернет-сайтах. Более того, найти обязательную к публикации информацию государства гражданину по-прежнему трудно. Большая часть информации не размещается, говорит г-н Шаронов. И приводит в пример Швецию (уровень коррупции в этой скандинавской стране один из наиболее низких в мире), где решения чиновников вообще не считаются принятыми до тех пор, пока они не обнародованы в Интернете. Кроме того, даже если размещенная в Сети информация юридически не значима, она может отличаться от реальной, хранящейся в ведомственных базах данных, и нет никаких механизмов подтверждения ее достоверности и т.д., сетует замминистра. «Общим правилом могло бы стать следующее: если чиновник принял не секретное решение, то оно должно быть раскрыто. Страна должна знать своих героев, решения любого госслужащего должно легко находиться через Интернет немедленно после их принятия», -- считает г-н Шаронов.
Его коллега по министерству -- замдиректора департамента корпоративного управления МЭРТ Церен Церенов развил тему, призвав четко определить категории государственной информации. Он предложил поделить ее на три части. Первая -- секретная и, естественно, полностью закрытая. Вторая -- раскрываемая государством в обязательном порядке. Третья -- также раскрываемая, но по запросу.
Ввести в практику подобные новации технически особого труда не представляет. Куда сложнее заставить чиновников делиться информацией. Для этого придется изменить психологию российских бюрократов, многие из которых считают себя посвященными в священные и потому неразглашаемые тайны. Любопытную статистику привел вчера начальник отдела департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Максим Паршин. Оказывается, у федеральных чиновников США примерно 400 функций, а у российских -- более 5 тыс. Так что информационные технологии им пригодятся. Чтобы распечатать с современного компьютера на не менее современном принтере пару-тройку новых лицензий.
Михаил ВОРОБЬЕВ