|
|
N°224, 01 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мастер, заменяющий рыцаря
Петербужцы привозят в Москву шесть литовских спектаклей
Фестиваль «Балтийский дом в Москве. Литовский акцент» начнется завтра, в его программе случилось изменение. Вместо спектакля Андрея Могучего «ДК «Ламанчский» на открытии будет показан спектакль Йонаса Вайткуса «Мастер и Маргарита». Болеющего актера Александра Лыкова, которого в роли Дон Кихота не способен был заменить никто, в роли Мастера заменит хороший питерский актер Вадим Яковлев: тонкий, нервный, но всегда умеющий поставить свою природную нервность на службу общему делу и потому играющий в телесериалах лучше, чем Лыков. Боже упаси сказать, что фестиваль выиграл от замены; хочется думать, что он и не проиграл.
В сегодняшнем театральном сознании Литва является тем же, чем некогда была Грузия: изумляющим из ближайшего. Чем-то недосягаемым и именно в силу своей «не-вполне-инородности» настоятельно требующим перевода и подведения к знакомым знаменателям. Иначе говоря, именно на языке театра Литва, как и Грузия, сумела преодолеть свою зависимость от страны-колонизатора: взять приемлемое и уйти восвояси, по пути изумляя окружающих новыми «своясями». Осмелюсь предположить, что наименее сильными из шести литовских спектаклей окажутся именно те, в которых режиссеры победно демонстрируют свою европеизированность; смею надеяться, что слабых спектаклей в этой программе не имеется вовсе. А коли и будут -- московским зрителям выпало счастье еще раз увидеть великую «Песнь песней» Эймунтаса Някрошюса, осознать первобытное ошеломление (VIP-персоны уже не придут, пожалуйста, займите их места) и обрадоваться себе самим, неразборчиво и прямосказательно.
Сила и мудрость современного литовского театра -- не ино-, а прямосказательность. Его пресловутый метафоризм зиждется не на «как бы», а на «скорее»: слова не успевают передать происходящее, и их замещает мгновенный образ, актеры за вычетом гениальных высекают только внешнее, и это беда всех театров, но скорее, скорее к цели. Каковую по законам искусства зритель может увидеть лишь приблизительно.
Спектакль «Мастер и Маргарита» будет показан на сцене Театра им. Моссовета 2 декабря; «Песнь песней» -- 3-го. Далее следуют два спектакля неизвестного москвичам Цезариуса Граужиниса (какие-то «Покушения» и «Арабская ночь» Рональда Шиммельпфеннинга), за ними -- «Чокнутые королевы» в постановке Ольги Субботиной и «Эдип-царь» в постановке Оскараса Коршуноваса. Откровений ждать не будем, но на интересные вещи почему бы не надеяться.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ