|
|
N°222, 29 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не вижу оснований для введения запрета на митинги»
В Киргизии обсуждаются любопытные инициативы -- запретить в стране на два года митинги и перейти к парламентской форме правления. Возможно ли это? В интервью корреспонденту Интерфакса Евгению ЕВСЮТИНУ, взятому для "Времени новостей", на эти вопросы отвечает киргизский президент Курманбек БАКИЕВ.
-- Некоторые общественные деятели Киргизии обратились к вам и спикеру парламента Омурбеку Текебаеву с предложением ввести двухлетней мораторий на проведение митингов и собраний. Соответствует ли эта мера конституции?
-- По конституции для проведения митингов и собраний ставится лишь одно условие -- обязательное предварительное уведомление органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, на территории которых это планируется. Это право граждан -- одно из фундаментальных, и государство должно его уважать и обеспечивать. Конституция предусматривает возможность ограничений в осуществлении прав и свобод, но лишь в «целях обеспечения прав и свобод других лиц, общественной безопасности и порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя».
Это означает, что парламент может принять закон, который временно ограничивает те или иные права, но при наличии веских оснований. Президент -- гарант прав и свобод граждан, соблюдения конституции. Поэтому если такой закон будет принят, то подписан он будет только в случае выполнения всех вышеуказанных требований.
Сегодня большинство митингов и собраний проводится цивилизованно, организаторы стараются соблюдать порядок. Бывают, конечно, эксцессы, даже правонарушения, каждый случай имеет специфику и объяснение. Я имею в виду попытку самосожжения брата погибшего депутата Баямана Эркинбаева (в этом месяце в Джалал-Абаде во время пикета, участники которого добивались активизации расследования убийства Эркинбаева. -- Ред.). Мы должны сделать выводы, и впредь надо принимать меры, чтобы не допустить подобное. Я дал необходимые поручения.
Что касается всеобщего запрета на митинги и шествия, то я не вижу оснований для его введения. Митинги и шествия -- это одна из форм диалога народа и власти, надо учиться вести такой диалог цивилизованно.
-- Проводимая в Киргизии конституционная реформа вызвала дискуссии о том, какая форма правления соответствует потребностям страны...
-- Так как большинство членов конституционного совещания высказались в пользу президентско-парламентской республики, то и на общенародное обсуждение вынесен текст конституционных поправок, предусматривающих эту форму правления. Прежде чем перейти к парламентской форме правления, мы должны понять, подходит ли она нам. Если да -- необходимо приступить к законодательным мероприятиям, задействовать все общество, чтобы ситуация вызрела. Парламентская форма правления предполагает наличие сильных партий, с большим и стабильным электоратом. Только тогда они достойны занять подобающее место в высшем органе законодательной власти. Тогда мы увидим конкуренцию партийных программ, а не только лидеров. Только почувствовав полную готовность общества и его желание принять парламентскую форму правления, можно без опасений за страну передать власть партиям.
-- На конституционном совещании высказывались предложения о совмещении постов президента и премьер-министра. Есть ли необходимость в подобной концентрации власти?
-- Для оптимизации функций госуправления, возможно, объединение должностей президента и премьера и даст положительный эффект. Но сегодня ситуация требует сохранения поста премьер-министра в отдельном качестве. Тандем Бакиев--Кулов крепок и монолитен, а ситуация в экономике и социально-политической сфере находится под контролем. Мы не намерены поддаваться силам, которые хотели бы дестабилизировать обстановку. Народ устал от потрясений, люди хотят работать и требуют от нас наведения порядка, чем мы и занимаемся.
-- Есть опасения, что функционирование авиабазы США в бишкекском аэропорту Манас чревато экологической угрозой...
-- Эта проблема обоснованна и требует рассмотрения, совместного с американскими партнерами. Обеспечение экологической безопасности -- предмет переговоров с американской стороной. Надеюсь, это найдет отражение в новом соглашении по условиям пребывания военной базы США в Киргизии.
-- Вы не раз говорили, что экс-президент Аскар Акаев со временем вернется на Родину. Когда и при каких условиях это произойдет?
-- Есть нерешенные вопросы, которые я не могу игнорировать, в частности, обвинения в коррупции некоторых членов семьи экс-президента. Желательно, чтобы в рамках закона были даны ответы на эти вопросы, и когда население успокоится, тогда можно будет ставить вопрос о возвращении на родину экс-президента.
-- Беспорядки в киргизских колониях, имевшие место этой осенью, -- это вызов власти или спонтанный бунт?
-- То, что там произошло, связано с разложением морально-нравственных устоев сотрудников пенитенциарной системы, отсутствием жесткой дисциплины и контроля в системе ГУИН (Главное управление исполнения наказаний). Те скудные средства, что выделялись государством для содержания заключенных, разворовывались и не доходили до исправительных учреждений, что усугубляло и без того тяжелые условия содержания. И то, что многие годы среди заключенных назревало недовольство, можно понять.
Вторая причина -- низкий профессиональный уровень сотрудников ГУИН. Назначения в этой системе производились по разным критериям, но только не по профессиональному признаку. Слабо работало министерство юстиции. Словом, пожинаем плоды бездарного правления, которое было в последние годы в нашей республике.
Беседовал Евгений ЕВСЮТИН