|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба зовет в Алжир
Россия поможет арабам с нефтью и газом
Переговорами в Тунисе заканчивается сегодня стремительное турне российского министра иностранных дел Сергея Лаврова по арабским странам Северной Африки. Вчера утром, завершив визит в Марокко, он успел провести переговоры в Алжире и вчера же вечером был уже в Тунисе.
Арабская газета «Аш-Шарк аль-Авсат» считает, что главное для Лаврова в этой поездке -- подготовить запланированный на начало будущего года визит президента Владимира Путина в Алжир. По данным «Времени новостей», он может состояться в феврале. Президента России хотели бы видеть у себя и марокканцы (см. интервью на этой странице с премьер-министром Марокко), но из арабских стран пока речь идет только об Алжире. Владимир Путин уже бывал в Северной Африке -- посещение Египта в апреле этого года стало его первым визитом к арабам в качестве президента.
Приоритет Алжиру отдан из-за бурно развивающегося военно-технического сотрудничества. Источники в руководстве Алжира рассказали корреспондентам «Аш-Шарк аль-Авсат», что общая стоимость новых военных контрактов с Россией превышает 2,5 млрд долл. Во время переговоров будет подниматься и проблема алжирского долга России, накопленного с советских времен и составляющего, по данным арабского издания, 4 млрд долл. По сведениям «ВН», алжирский долг достигает 5 млрд долларов.
Алжир модернизирует армию и ведет речь о закупке у России полусотни истребителей МиГ-29. Несколькими годами ранее алжирцы приобрели истребители-бомбардировщики Су-24М и вертолеты Ми-8. С марокканцами масштабного военно-технического сотрудничества (ВТС) нет, хотя наклевывается кое-что по мелочи.
Всплеск взаимного интереса объясняется не только вооружениями. Алжир -- крупный поставщик газа в Европу, второй после России. Третий -- Норвегия. Часть газа из Алжира идет в Европу в сжиженном виде, часть поступает по двум трубопроводам -- на Испанию и Италию. Алжирцы планируют расширять поставки, для чего нужно строительство еще одной трубы. Если стороны договорятся, то она пройдет через Марокко. К этим планам проявляют интерес и российские газовики.
Казалось бы, Алжир и Россия -- конкуренты, причем не только по газу, но и по нефти. Регулировать поставки помогают жесткие правила Европейского союза, не позволяющие зависеть только от одного продавца топлива. Растущие объемы поставок ставят перед экспортерами новую задачу -- договариваться не только с покупателем, но и между собой. Взаимопониманию же будут способствовать общие проекты. Не случайно в составе возглавляемой Сергеем Лавровым российской делегации находится замгендиректора ЗАО «Зарубежнефтегаз» (дочерняя структура ОАО «Газпром») Андрей Берков. «Мы планируем изучить ситуацию в пяти странах Северной Африки (это Марокко, Алжир, Тунис, Ливия и Египет), чтобы решить, где и как можем работать, в том числе по добыче нефти и газа, -- объяснил «ВН» г-н Берков. -- Для этого в «Газпроме» уже создана рабочая группа».
На богатый нефтью и газом Алжир с завистью смотрит соседнее Королевство Марокко. На шельфе Атлантического океана и на северо-востоке, ближе к границе с Алжиром, марокканцы все еще надеются найти запасы топлива. Уже лет пять его ищут более двадцати иностранных и местных компаний, но безрезультатно. Марокканский король Мухаммад VI, с которым позавчера встретился г-н Лавров, отнюдь не прочь, если к этим поискам подключатся россияне. Пока же марокканцы удовлетворяют потребности в нефти за счет российского сорта Urals. Ежегодно королевство импортирует 4,5 млн тонн нефти, из них 2,5 млн тонн -- из России. Поставщики из Саудовской Аравии в последние два года были оттеснены россиянами на второе место.
Этим объясняется и резкий рост товарооборота между Россией и Марокко. «Как наш торговый партнер королевство вышло на первое место не только в Северной Африке, но и в Африке в целом», -- заявил Сергей Лавров в Рабате. «В прошлом году товарооборот превысил 1,1 млрд долл., в этом ожидается на 30% больше», -- сказал «ВН» торговый представитель России в Марокко Вячеслав Хрулев. Для сравнения, товарооборот России с Алжиром без учета ВТС не превышает 300 млн долл. в год. Закупая у россиян сырье, зерно и продукцию химической промышленности, марокканцы продают нам мороженую рыбу и цитрусовые. Россияне, оказывается, так любят мандарины и апельсины, что жители королевства не справляются с удовлетворением этих потребностей. По закупкам у Марокко цитрусовых Россия занимает второе место после Европейского союза, куда входят 25 стран.
Елена СУПОНИНА, Рабат--Алжир--Тунис