|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эльдар Рязанов: В сказках он брал реванш у жизни
-- Рабочее название вашего сценария «Андерсен: фантазия на тему». Ваша неудержимая фантазия хорошо всем известна, а тут еще не менее бурное воображение вашего соавтора сценария Ираклия Квирикадзе... Может ли хоть что-нибудь обуздать творческий полет двух знаменитых фантазеров?
-- Мы в основном опирались на автобиографию Андерсена, она называется «Сказка моей жизни». Разумеется, там далеко не все правда, и свое название эта книга вполне оправдывает, по крайней мере события его жизни там довольно сильно... не то что приукрашены, но, скажем так, изрядно сглажены. Он ведь был добрый человек и не хотел никого слишком уж огорчать своими откровениями. И потому деликатно опускал какие-то наиболее сильные, травматичные моменты. Например, у нас есть такой эпизод в картине. Надо вам сказать, что маленький Ханс Кристиан замечательно пел, у него был высокий чистый голос, как у Робертино Лоретти. Так вот, однажды бабушка привела его на ткацкую фабрику, и он там начал петь. Ткачи были в восторге, а потом какой-то хмырь сказал: смотрите-ка, это же девочка! И дальше, по-видимому, произошла безобразная сцена, о которой Андерсен говорит подозрительно сдержанно: эти добрые ткачи, мол, почему-то стали меня обижать, приставать ко мне... Мы хорошо подумали над тем, о чем великий сказочник решил умолчать, и сделали сцену, в которой эта толпа снимает с мальчика штаны... Честно говоря, сильная сцена получилась, и притом она взята строго из его автобиографии. Ну и так далее. Намечено много интересного. Вот одна из самых трагических историй его жизни: его угораздило влюбиться в лучшую певицу XIX века -- колоратурное сопрано Йенни Линд. У нее была невероятная всемирная слава, ее называли «шведский соловей», она была молода, красива, на 15 лет моложе Андерсена. И отказала ему. Потому что гастролирующая по всему миру оперная дива и нищий литератор-филантроп -- это, конечно, превосходный сюжет для новой сказки. Но не для жизни. Как известно, Андерсен вообще умер девственником...
-- А это обстоятельство имеет значение для вашей концепции его судьбы?
-- Понятно, что все сказки он писал на самом деле про себя. И в этих сказках брал реванш у жизни. Там ему все удавалось, там все было: слава, любовь женщин, богатство, покой, комфорт... У него ведь было очень трудное, полуголодное детство и очень трудный путь наверх. Он слишком долго был несчастным, его слишком долго совсем не принимали как писателя, и ему пришлось пережить очень много горестей и страданий, прежде чем стать знаменитым. К тому же его истинное призвание было скрыто даже от него самого. Андерсен был уверен, что он драматург, настоящий «взрослый» романист, а оказалось -- сказочник. А ведь детская литература тогда еще вообще не почиталась за серьезное творчество. Поэтому сказки, которые вплетаются в ткань нашего фильма, продолжают и особым образом иллюстрируют его биографию. Автор сам играет всех принцев, и в сказочной жизни этих принцев все кончается хорошо.
-- Вы долго искали своего Андерсена?
-- У нас два Андерсена: в юном и в зрелом возрасте. Старшего играет Сергей Мигицко. А младшего долго не могли найти. Но когда появился Стас Рядинский, тут же выяснилось, что оба артиста невероятно похожи, словно отец и сын. У них даже ухмылка одинаковая... К тому же Стас оказался замечательным артистом. Молодой актер не может по-настоящему точно сыграть человека, которому лет 50--60. Будет видно, что он ряженый, накрашенный. Человек с годами матереет, с ним происходят всякие физиологические изменения. Это не сыграешь. Так что в одних сказках играет «молодой» Андерсен, а в других -- «взрослый». Вдвоем они играют сказку «Тень».
-- У вас дорогой фильм?
-- Увы, нет. Это совместная продукция с ФАККом, а хотелось бы -- чтобы с «Первым каналом», «Газпромом», ЛУКОЙЛом, Абрамовичем и Потаниным... Я ко многим ходил, меня все тепло встречали, радушно провожали, а денег как не было, так и нет. А ведь все эти чиновники, которые решают финансовые вопросы, они же на сказках Андерсена выросли.
-- И на ваших фильмах...
-- Вот я и думаю: какие же дерьмовые фильмы я ставил, если на них выросло такое поколение.
-- Те фильмы, которые вы снимали, они ведь тоже в какой-то мере сказки, только современные. Вы и сами определенно напоминаете сказочника. Можно ли считать этот фильм хоть в какой-то мере вашим автопортретом?
-- Нет, что вы! Я искренне восхищаюсь своим героем, но у меня к нему при том масса вопросов и критических замечаний. Персонаж должен получиться весьма и весьма противоречивый.
-- А вы разве не противоречивый?
-- Нет. Я очень хороший и абсолютно цельный. А вот Андерсен очень разный.
Беседовал Дмитрий САВЕЛЬЕВ