|
|
N°218, 23 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сунгари-Амурская магистраль
Воды отравленной в Китае реки дойдут до Хабаровска
Вчера в полдень в четырехмиллионном Харбине -- административном центре граничащей с Россией китайской провинции Хэйлунцзян -- на четыре дня был прекращен водозабор из протекающей через город реки Сунгари. В целях экономии воды в городе закрыты общественные бани, прачечные, бассейны, автомойки. В течение нескольких часов с полок магазинов исчезло все, что можно использовать для питья и мытья: минеральная вода, даже пиво и молоко.
По свидетельству пекинской англоязычной газеты "Чайна дейли", отключение воды на такой срок по всему городу не имело прецедентов. В своем первом, датированном еще понедельником, распоряжении правительство города объяснило свое решение текущей проверкой и ремонтом водопроводных сетей. Лишь позднее городские власти поведали об аварии на заводе Китайской нефтегазовой корпорации в расположенном в 380 км от Харбина выше по течению Сунгари городе Цзилинь. 13 ноября на этом предприятии, корпуса которого находятся всего в нескольких сотнях метров от реки, произошла серия взрывов. В результате, по данным агентства Франс Пресс, ранения получили более 60 человек. Однако руководство корпорации и власти все это время не спешили информировать общественность о ЧП.
Ниже Харбина воды Сунгари текут до российско-китайской границы и вливаются в Амур, после чего достигают 600-тысячного Хабаровска. Заместитель директора Института водных и экологических проблем Дальневосточного федерального округа РАН Алексей Махинов заявил вчера агентству Интерфакс, что зараженные воды Сунгари могут достичь города за семь--десять дней.
В Главном испытательном центре питьевой воды (ГИЦ ПВ) "Времени новостей" подтвердили серьезность ситуации. По словам генерального директора центра Юрия Гончара, аварии на нефтехимических предприятиях относятся к наиболее опасным в плане загрязнения водных ресурсов, поскольку приводят к сбросу в воду целого букета токсичных органических соединений. С чисто технической точки зрения обеспечение экологической безопасности Хабаровска -- вполне решаемая задача. Для этого "должно произойти оперативное перераспределение ресурсов в системе водоснабжения и перевод ее на альтернативные автономные источники, которые существуют в любом крупном городе (скважины, резервуары, системы использования поверхностных вод) с одновременным задействованием очистных систем".
В зависимости от результатов анализа воды в реке может быть введен запрет на использование речных вод для питья и приготовления пищи, либо также и на ее применение в хозяйственно-бытовых целях. Тут на первый план выходит не технический, а субъективный фактор. Как подчеркнул собеседник "Времени новостей", главная угроза проистекает от "традиционной ангажированности органов государственной власти и официальных экологических организаций, что и произошло в Китае". Речь идет о попытках скрыть от общественности масштабы или даже сам факт аварии. Если следовать подобной практике, то судить о состоянии воды в реке "придется не по результатам экспертиз, а по числу заболевших или даже трупов", отметил г-н Гончар. Власти должны бояться не паники, а реальных человеческих потерь.
Петр ИСКЕНДЕРОВ