Время новостей
     N°214, 17 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2005
"Войны так не выигрываются"
Правительство не может договориться о способах борьбы с инфляцией
Вчера Министерство экономического развития внесло в правительство пакет предложений, направленных на ограничение темпов инфляции. Таким образом, ведомство Германа Грефа выполнило поручение Владимира Путина подготовить перечень антиинфляционных мер, отданное на совещании с членами правительства 24 октября. Правда в самом правительстве единства в оценках способов борьбы с инфляцией как не было, так и нет.

Президента, как, впрочем, и всех россиян, абсолютно не устраивает нынешняя ситуация. За январь-октябрь потребительские цены выросли уже на 9,2%, при том, что первоначальная планка в целом по году была установлена правительством на уровне 8,5%. По итогам года, как считают в МЭРТ, инфляция может достичь 11,5%, что всего на 0,2% ниже прошлогоднего показателя.

Однако тем, как выполнено поручение, президент вряд ли останется доволен. Дело в том, что в документе отсутствуют единые предложения МЭРТ, Минфина и Центробанка по принципиальным вопросам, требующим именно однозначного решения хотя «норматив» инфляциии на 2006 год установлен жесткий: предстоит второй подход к планке «на высоте» 8,5%) «Документ внесен с частичными разногласиями», - признал вчера высокопоставленный источник в Минфине.

«Частичными» - это еще слабо сказано. У ведомств разное отношение к одному из главных факторов, влияющих на уровень инфляциии: к непроцентным расходам бюджета (то есть всем расходам, за исключением затрат на выплату внешнего долга). В Минфине уверены, что в условиях роста бюджетных расходов (в том числе на увеличение зарплат, социальных выплат и т.д.) с инфляцией не справиться без пропорционального наполнения товарами и услугами потребительского рынка. Иными словами, растущему денежному спросу экономика не предоставляет адекватного предложения, а финансовые инструменты, которые могли бы временно убирать с рынка "лишние" деньги, в России пока развиты слабо - возникает классическая ситуация для роста цен. По оценкам Минэкономразвития, номинальный прирост доходов населения в 2,5-3 раза опережает прирост предложения потребительских товаров, а предложение - даже отечественных товаров в 9-10 раз (!). «Этот дисбаланс приводит к тому, что даже при рекордном профиците бюджета и росте стабилизационного фонда резко понизить инфляцию не удается», - констатируется в документе, внесенном вчера в кабинет министров.

Именно поэтому Минфин и Центробанк в числе антиинфляционных мер предлагают прежде всего не допустить того, чтобы непроцентные расходы федерального бюджета превысили уровень, определенный в трехлетнем финансовом плане. Главы Минфина и Центробанка Алексей Кудрин и Сергей Игнатьев также считают, что нельзя повышать цену отсечения для формирования стабилизационного фонда выше уже установленного уровня 27 долл. за баррель. Более того, на их взгляд, целесообразно рассмотреть возможность ее снижения. По словам источника в Минфине, хорошо было бы подумать и о том, чтобы в стабфонд шли не только доходы от сверхвысоких цен на нефть, но и на газ. «В этом году «Газпром» получил за счет высоких цен более 160 млрд рублей, незапланированных в бюджете компании», - сообщил источник. Минфин и ЦБ предлагают также ограничить на год-два внешние заимствования госкомпаний, чтобы снизить приток в страну валюты.

Герман Греф, в отличие от коллег из монетарных ведомств, относится к бюджетным расходам не столь щепетильно. Он намерен до конца бороться за свое любимое детище - инвестиционный фонд. Соглашаясь с Минфином и ЦБ только в части недопущения роста социальных расходов выше, чем предусмотрено в проекте бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане, МЭРТ уверяет, что инвестиционные траты из госказны на инфляцию почти не влияют.

Минэкономразвития в документе пытается доказать, что если при увеличении социальных расходов на 1 процентный пункт (немногим более 200 млрд руб. в 2005 году) инфляция повышается на 0,6-0,7%, а рост ВВП - на 0,1-0,15 %, то при увеличении инвестрасходов на ту же величину инфляционный эффект оказывается ниже (около 0,3-0,4%), а вклад в рост ВВП выше - 0,2-0,3 процентных пункта. «Отсутствие эффективных мер по снижению налоговой нагрузки на экономику, а также сокращение непроцентных расходов бюджета относительно ВВП, особенно за счет инвестиционной компоненты, окажет слабое влияние на сдерживание инфляции, но неизбежно негативно скажется на темпах роста и затормозит структурные преобразования», - утверждается в подготовленном в МЭРТ документе. «Ни Минфин, ни ЦБ эти расчеты не подтверждают. Экономика так не работает», - заявляет в ответ высокопоставленный минфиновский чиновник, утверждая при этом, что любое увеличение расходов негативно влияет на инфляцию.

В ведомствах г-на Кудрина и г-на Игнатьева не согласны с расчетами МЭРТа, согласно которым ожидаемый в 2006 году рост наличных денег в обращении при ценах на нефть в 40-50 долл. за баррель (19-20%) «в целом соответствует задаче достижения целевого уровня инфляции». По словам источника в Минфине, «мы находимся на грани» уже при цене нефти 40 долл./барр. (а будет, наверняка, и выше). При этом тарифы в ЖКХ не должны вырасти более чем на 15-20% (решение ограничить тарифы естественных монополий было принято ранее). «В бой с инфляцией в 2006 году мы входим без резерва главного командования. Войны так не выигрываются», - пессимистично заявил минфиновский чиновник.

Впрочем, в ведомстве г-на Кудрина считают, что за столь короткий период - менее чем за месяц - невозможно решить столь сложную задачу, как разработка эффективных антиинфляционных мер. (Хотя, помнится, аналогичный документ готовился еще летом и даже уже был внесен в правительство, но хода ему так и не дали). По словам источника в Минфине, после доклада президенту, который запланирован на 18 ноября, работа над антиинфляционными мерами будет продолжена. Ведь по многим вопросам МЭРТу, Минфину и ЦБ договориться все же удалось. Например, по мерам, которые позволяют увеличить объем частных инвестиций в финансовые инструменты и оттянуть тем самым часть денег с потребительского рынка. Среди таких мер - выпуск госбумаг для населения, открытие фондовых магазинов, приватизация пакетов крупных госкомпаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов, создание механизмов защиты прав неквалифицированных инвесторов и т.д.

Михаил ВОРОБЬЕВ