Время новостей
     N°213, 16 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2005
Техосмотр с пристрастием
Сенаторы предлагают вернуть Госавтоинспекции фискальные функции
С крайне непопулярным предложением требовать квитанции об уплате транспортного налога при прохождении техосмотра на днях выступили сенаторы. Пойти на это сенаторов вынудили проблемы с формированием доходной части бюджетов регионов: уже третий год транспортный налог в большинстве городов удается собрать едва ли наполовину.

Контроль за уплатой транспортного налога стал головной болью с тех пор, как был передан территориальным налоговым инспекциям. Ранее, когда автовладельцы вместо транспортного налога платили налог на пользователей автомобильных дорог, квитанции об уплате требовалось представлять в ГАИ при любой манипуляции с машиной: менял ли автомобиль собственника, снимался ли с учета или же проходил техосмотр. И хотя сборы сами по себе были довольно необременительны для автовладельцев, для местных бюджетов сумма набегала приличная.

После того как отчитываться за уплату транспортного налога автовладельцы стали перед налоговиками, собираемость налога упала практически вдвое. В Рязанской области, к примеру, в нынешнем году собираемость транспортного налога не превысит, по подсчетам, 58%. А по уплате этого налога физическими лицами и того меньше, 47%. В других регионах ситуация еще более плачевна -- в Свердловской и Ивановской областях собираемость ожидается не более 40%.

Бюджетный комитет Совета Федерации, озвучивший мечту регионалов и предложивший вернуть полномочия по контролю за транспортным налогом сотрудникам ГАИ, мотивировал свое предложение тем, что за несколько лет так и не была выстроена система взаимодействия между ГАИ, занимающейся регистрацией автомобилей, и налоговыми органами, на основе данных этой регистрации.

Действительно в Москве базу по автомобилям, зарегистрированным в столице, московские автоинспекторы передавали столичным налоговикам полтора года. Говорили, что из-за технической несовместимости автобаза не ложится в налоговую базу. И даже отсрочили в свое время уплату налога.

Законопроект по оптимизации уплаты транспортного налога прошедшей весной появлялся и в Думе. Депутаты предлагали поправки, обязывающие плательщика не только предъявлять квитанцию об уплате транспортного налога при регистрации автомобиля и техосмотре, но и самостоятельно исчислять сумму транспортного налога. Однако документ так и остался в статусе законопроекта.

Аргументов «за» и «против» возвращения полномочий по контролю за уплатой налога Госавтоинспекции много. Автовладельцам придется добавлять к куче документов еще одну бумажку при общении с ГАИ. Однако отчасти это было бы удобнее, ведь налоговики, рассчитывающие налог, постоянно путают и мощность машин, и сроки владения автомобилем. И, как правило, путаница не в пользу автовладельца. На это налоговики говорят, что все дело в несовершенстве информационной базы, которой они располагают.

Хотя в этом есть немалая доля лукавства, ведь как только машина становится на учет, квитанция об оплате налога приходит, данные поступают своевременно. Но если машину с учета снять, квитанции все равно будут приходить. И без звонка или визита в налоговую инспекцию уже не обойтись. Причем у инспектора всегда один ответ: у нас пока не обновились данные о снятии с учета. Причем чтобы доказать это снятие с учета, приходится повозиться: справка-счет остается на руках покупателя, у продавца -- максимум ксерокопия. Для налоговиков это не документ. Приходится брать квитанцию и в ГАИ ставить штамп о снятии с учета.

Между тем в Москве районные прокуроры начали подавать иски в интересах города к автовладельцам, не уплатившим транспортный налог. Оказалось, что среди владельцев автомобилей российского производства больше добросовестных налогоплательщиков. А большинство исков предъявляется владельцам иномарок -- Renault, Mercedes, Ford, BMW, Volvo, Audi, Toyota, Opel различных годов выпуска.

Ирина СКЛЯРОВА