|
|
N°211, 14 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Георгий Агеев: Наш фестиваль -- вернисаж событийных концертов
Возглавляемый Владимиром Спиваковым Национальный филармонический оркестр России -- самый молодой симфонический оркестр страны. Нынешний сезон -- третий для НФОР, тем не менее он уже заявил о себе как о вполне сложившемся организме и оркестре с отличным менеджментом. Достаточно назвать ряд имен выдающихся артистов, с которыми выступил оркестр, -- Джесси Норман, Джеймс Конлон, Пласидо Доминго, Джон Лилл, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Кири Те Канава, -- и становятся очевидными и творческие амбиции, и профессиональная состоятельность коллектива. Открыв сезон в Московском международном доме музыки концертом с участием мировой звезды -- молодой американской скрипачки Хилари Хан, НФОР готовится к выступлениям на третьем московском музыкальном фестивале «Владимир Спиваков приглашает...», который пройдет в столице с 15 по 29 ноября. Судя по программе, фестиваль меняется, двигаясь в сторону театрализации и синтеза жанров. Так ли это, Анна ВЕТХОВА попыталась выяснить у программного директора фестиваля, директора НФОР и многолетнего соратника маэстро Спивакова Георгия АГЕЕВА.
-- Кто формирует репертуар, состав участников, фестивальную афишу? Вы?
-- Мы это делаем вместе с Владимиром Теодоровичем. Как и все остальное, что связано с руководством оркестром и фестивалем.
-- Чем вы руководствовались, составляя программу нынешнего фестиваля?
-- Своими вкусами, симпатиями и антипатиями, репертуарными и жанровыми предпочтениями, кругом артистов, которых хотелось бы собрать в одну компанию. Обычно перед фестивалями Спивакова пытают одним и тем же вопросом: «Какова же все-таки ваша концепция?» Отвечу за него: никакой специально придуманной концепции нет, как нет ее ни у одного музыкального фестиваля в России, признают это его организаторы или нет. Мы понимаем фестиваль как праздник, вернисаж событийных концертов, которые нельзя пропустить человеку, неравнодушному к музыке, как знакомство или очередную встречу с выдающимися исполнителями разных жанров. Вот и вся концепция.
-- Вы хотите сказать, что приглашаете только выдающихся артистов?
-- Именно. И великий бас, любимец Караяна Феруччо Фурланетто, и лучший скрипач Франции неистовый корсиканец Лоран Корсия, и изысканный эстет, гуру аутентизма пианист Алексей Любимов, и не нуждающаяся ни в каких эпитетах Фанни Ардан, и анфан террибль русского театра режиссер Кирилл Серебренников, и дивное сопрано чернокожая Индра Томас, и один из самых востребованных молодых дирижеров Европы Даниел Хардинг, и ярчайшие звезды Мариинского балета Ульяна Лопаткина, Игорь Зеленский, Андриан Фадеев, -- все они выдающиеся артисты, причем не в доморощенной, в мировой системе координат.
-- А что, в России действует доморощенная система координат?
-- Бесспорно. Многие из осточертевших от бесконечного мелькания на телеэкране и страницах глянцевых журналов артистов слывут звездами лишь в нашем «королевстве кривых зеркал», а за пределами страны о них никто не имеет понятия. Между тем известные в России только профессионалам Даниел Хардинг или Индра Томас, или скромный петербургский интеллигент Андриан Фадеев на Западе считаются безусловными лидерами в своих профессиях, артистами мирового уровня. Одна из наших задач -- познакомить публику с подлинными звездами в мировой системе координат, предложить ей качественный европейский продукт вместо суррогата, зачастую навязываемого глянцевыми журналами и ТВ.
-- А почему вы считаете, что все должны руководствоваться вашим вкусом и доверять вашему выбору?
-- А все и не должны. Мы рассчитываем на тех, с кем совпадаем по группе крови и эстетическим пристрастиям. Остальных просим не беспокоиться.
-- Зачем понадобилось включать в программу музыкального фестиваля звезд балета, театра и кино? Вы не уверены в аншлагах без их участия?
-- В аншлагах сегодня не может быть уверен никто. Естественно, мы думаем о наших слушателях, о том, что, развлекая, просвещало бы их, волновало эмоционально и давало пищу для ума, создавало бы атмосферу праздника, экстраординарного события. Скажите, в эпоху господства электронных СМИ, когда публика привыкла к разнообразию визуальных впечатлений, разве можно выстраивать фестивальные программы в расчете исключительно на аудиовыразительные средства? И как сделать экстраординарным событием трехтысячное исполнение Пятой симфонии Чайковского или Второго концерта Рахманинова? Или прикажете считать праздником исполнение современной музыки при полупустом зале? Поэтому мы пошли на эксперимент, включив в некоторые концерты элементы других жанров и видов искусств: драмы, балета, видео-арта. Причем в самом совершенном варианте исполнения: если драма -- то Фанни Ардан и Дмитрий Назаров в режиссуре Кирилла Серебренникова, если балет -- то Ульяна Лопаткина, Игорь Зеленский и Андриан Фадеев, танцующие Чайковского, Стравинского и Прокофьева, исполняемых не последним в стране оркестром под управлением самого маэстро Спивакова. В «Жанне д'Арк на костре» Онеггера мы сознательно трансформировали жанр: из довольно скучной для большинства слушателей оратории мы делаем сценическую мистерию -- с оригинальной сценографией, светом, костюмами, мизансценами, причем без единой купюры музыкального текста. Надеюсь, что Фанни Ардан в этой роли, к которой она готовится как ученица, взяв 35 уроков в Париже у специально приглашенного концертмейстера и пройдя весь материал со Спиваковым в августе во время его отпуска, окажется столь же незабываемой, как и во всех своих фильмах, которые сделали ее культовой актрисой европейской интеллектуальной элиты.
-- А после фестиваля оркестр сможет удержать взятую планку? Хватит сил и средств и дальше приглашать в Москву подлинных звезд или нам придется потерпеть до следующего фестиваля?
-- Рекламный слоган нашего оркестра: «Выдающиеся исполнители современности -- в каждом концерте НФОР». Наши слушатели знают, что это правда, что мы дорожим их доверием и никогда не обманем их. В текущем сезоне помимо фестивальных концертов с НФОР выступят три выдающихся, если не сказать, великих вокалиста -- лучшие на сегодняшний день в мире тенора Марсело Альварес и Роберто Аланья и сопрано Мария Гулегина, всемирно известные пианисты Аркадий Володось, Джон Лилл, Михаил Рудь, Валерий Афанасьев, Жан Ив Тибоде, Александр Гиндин, Денис Мацуев, трубач-виртуоз Сергей Накаряков, выдающиеся дирижеры Джеймс Конлон (дважды), Ханс Граф (дважды), Ион Марин (дважды), Джон Нельсон, Юкка Пека Сарасте, Мишель Плассон и Александр Лазарев, не говоря уже о самом Владимире Спивакове. Пусть еще кто-то заявит такие планы на сезон. Нам есть чем гордиться, и мы не боимся сравнений с лучшими российскими оркестрами.
Беседовала Анна ВЕТХОВА