|
|
N°210, 11 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорожный чек
Инвестиционную программу ОАО "РЖД" оплатят пассажиры
Дискуссия об инвестиционной программе ОАО "Российские железные дороги" на вчерашнем заседании правительства получилась неожиданно бурной. В конце концов министры тоже иногда бывают пассажирами поездов.
Премьер Михаил Фрадков, похоже, искренне не понимает, «где телега, а где лошадь» в деле реформирования отечественных железных дорог. То ли издержки снижать, то ли деньги из бюджета выделять, чтобы реформа вновь зашагала вперед. Ответственные за «скорость движения» -- министр транспорта Игорь Левитин и глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин в один голос уверяли членов правительства, что перенос создания независимой пассажирской компании с 2005 года на 2007--2008-й ничего не значит. «Это не значит, что реформа остановилась, -- твердил г-н Левитин. -- Просто мы по ходу делаем другие шаги».
Глава МЧС Сергей Шойгу отреагировал, как ему и положено, немедленно: «Проще не просить, а получить по голове! (имелась в виду понедельничная выволочка президента правительству. -- Ред.)». Министр финансов Алексей Кудрин, которого считали главным противником выделения средств из бюджета на дотирование пассажирской компании и самих пассажирских перевозок, заявил, что не видел никаких запросов на сей счет. Г-н Левитин было попытался приструнить главного финансиста: мол, мы все цифры представляли на заседании бюджетной комиссии под председательством премьера, а вы ответили отказом. «Не было, -- сказал г-н Кудрин. -- Я не помню. В рамках трехлетнего финансового плана мы такого не рассматривали».
На самом деле г-н Кудрин оказался не противником, а сторонником дотирования пассажирских перевозок. И готов предусмотреть уже в 2007--2008 годах такие расходы в бюджете. «Я считаю это эффективным вложением бюджетных средств. Оно адекватно снижению налогов», -- подчеркнул главный финансист. Ему жаль, что в будущем году навстречу пассажирам пойти все-таки не удастся. Поскольку непроцентные расходы и без того выросли на небывалую величину -- 700 млрд руб. Поэтому требуемые на новую пассажирскую компанию 37 млрд руб. кажутся главному финансисту перебором.
Выяснилось также, что и глава Минпромэнерго Виктор Христенко не видел и не согласовывал с Минтрансом многих из представленных важнейших документов финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2006--2008 годы. «Я надеюсь, нас все-таки на следующем этапе доработки допустят к режиму согласования и рассмотрения», -- не без иронии заметил г-н Христенко.
Премьер по ходу действия лишь удивлялся: «Что, есть какие-то противопоказания по участию Минпромэнерго?» Г-н Левитин указал на то, что не обязан согласовывать данные документы ни с кем, кроме МЭРТ и Федеральной таможенной службы. «Невовлечение Минпромэнерго неоправданно. Не надо слепо следовать инструкции, -- отрезал г-н Фрадков и добавил в сердцах: -- А я теперь понимаю, почему президент дает такие поручения: лично разобраться, взять под личную ответственность!»
Зов про личную ответственность тут же нашел отклик. На трибуну вышел глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин. «Мы не тормозим, -- поклялся г-н Якунин. -- Нет никаких сомнений ни в сроках, ни в темпах реформирования». «Мы обеспечиваем рост! -- продолжал главный железнодорожник. -- Ни РЖД, ни министр не делают попыток переложить затраты на бюджет».
Премьер несколько приободрился: «После ваших слов кажется, что отсутствует и видимость шантажа, выколачивания денег под якобы ускорение реформы». Но тут г-н Фрадков, видимо, опять вспомнил про действительность: «Но риски перекладывания убытков на население существуют». Даже сегодня при наличии перекрестного субсидирования они значительны. Рост пассажирских тарифов в 2006 году запланирован на уровне 12%, тарифов для пользователей СВ и купе -- 22%, для пригородного транспорта -- 15%. Все эти цифры с лихвой превышают прогноз по инфляции и по росту реальных доходов населения. Но никто из членов кабинета так и не решился потребовать снижения этих цифр. Ведь денег в бюджете-2006 на дотации железнодорожникам не выделено. А потому платить будет население. Собственно, как платит и сейчас. Несмотря на то, что окупает только 60% от якобы настоящего тарифа.
Вера КУЗНЕЦОВА