|
|
N°208, 09 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Николай Фоменко: Автоспорт -- признак цивилизованности государства
В минувшие выходные состоялся четвертый этап новой гоночной серии А1. В трех из них стартовала и российская команда. Одним из первых российских гонщиков, кто попробовал болид А1, был Николай ФОМЕНКО. Известный актер, шоумен и гонщик в разговоре с корреспондентами «Времени новостей» рассказал о новой гоночной серии и перспективах российской команды.
-- Николай, каким образом вы, кузовной гонщик, оказались в формульной Гран-при A1?
-- Высший автоспорт мирового уровня -- это закрытый клуб. Все продукты, сделанные и в F-1, и в GT, принадлежат всего нескольким людям. То есть каждая машина, сделанная в «Феррари», BMW ну и так далее для гонок и в F-1, и в GT, выкупаются весьма узким кругом. К числу таких людей относится и швейцарский бизнесмен Дор, с которым мы работаем. Для него это когда-то было хобби, которое сейчас превратилось в бизнес с оборотом в сотни миллионов долларов. Однажды мистер Дор позвонил нам с Алешей Васильевым по телефону и позвал поехать на тест A1 в Поль-Рикар. Мы поехали, но работали не все три тестовых дня, а только полтора, так как нам нужно было ехать на свою гонку в Германию. После этого теста Дор неожиданно сказал: «Давайте стартовать». Нам сделали такое подарочное бесплатное участие.
-- Разовое?
-- Нет, предлагали еще. Все-таки по большому счету из российских гонщиков там знают только Фоменко и Васильева. Но в мире автоспорта не принято ездить на халяву, и мы отказались. Но вопрос заключался в том, что России нужно зацепиться за эту гонку.
-- После этого появилась информация, что лицензию на участие в гонках А1 выкупила компания «Итера».
-- Сейчас лицензией владеет Russian Age Racing. Но поскольку у нас не было времени найти деньги, то мы сделали остановку. За это время появилась компания «Итера», которая хочет купить франшизу и дать нам возможность управлять командой в А1. На сегодняшний момент мы находимся в состоянии переговоров с «Итерой». Вопрос очень сложный. Мы между двух огней. С одной стороны, руководство чемпионата А1, которое спрашивает с нас, а с другой -- мы спрашиваем с «Итеры», которая пусть и объявила, что платит, но еще ничего не заплатила.
-- В чем причина?
-- Как в чем? В деньгах. Цена вопроса 2,5 млн евро. Но когда я называю эту сумму, меня спрашивают, как она вернется. Да никак! Большинство других команд живут за счет рекламы. Но что такое у нас реклама при отсутствии конкуренции? Мы бьемся над этим постоянно. Вот, например, «Транснефть» может нас поддерживать. Но что ей рекламировать? Нефть? Зачем ей А1? Или «Итера». Газ плывет по трубе, и все, какая тут реклама. Если бы мы производили что-то, например, автомобили, то было бы что показывать всему миру, было бы с кем конкурировать и через рекламу таким образом продавать. Да даже если бы мы делали джинсы! И то было бы что разместить на машине.
-- Если это убыточный проект, так, может быть, и не стоит в нем участвовать?
-- Гоночная серия А1 уникальна прежде всего тем, что это соревнования по олимпийскому принципу. То есть соревнуется не гонщик, а страна, которую он представляет. Страна, представляющая себя в автоспорте, уже говорит о том, что она высоко цивилизованная и технологичная. Таков закон. Автоспорт -- это лицо государства. Это не футбол. Нигерийцы играют в футбол, но они не ездят в «Формуле-1» или в GT.
Кстати, в правительстве, в администрации президента понимают это. В прошлом году мы стали чемпионами мира в классе N-GT. Тогда спонсором у нас был ЮКОС. Когда вся эта история с ним закрутилась, мы собрались выступать не под российским флагом. Нам во Франции предлагали спонсорство. Но нас вызвали туда, наверх, и сказали: «Делайте русский проект». И это помогло нам найти спонсоров.
Так что с А1 может получиться так же. В конце концов не сейчас, но потом, через год-два все-таки придется выкупать эту лицензию, но время будет потеряно.
-- И какие перспективы у российских гонщиков в Гран-при А1?
-- Сейчас никакие. Мы можем претендовать на «дцатые» места. Из ниоткуда нельзя взять пилотов -- их надо создавать. Вот, например, со следующего года в рамках А1 начнет работать А3 --гонка разогрева, где будут ехать дети. Зачем это делается? Чтобы, выиграв А3, можно было перейти в А1. По требованиям FIA нельзя садиться в машину класса А1, если тебе не стукнуло 18 лет.
-- Хорошо, с нашим участием все более-менее понятно. А каковы перспективы у самой А1?
-- Если это не надоест владельцу гонок шейху аль-Мактуму, то через несколько лет А1 заткнет за пояс «Формулу-1». Надо понимать, что нынешняя ситуация в «Формуле-1» настолько хороша для А1, что лучше не придумаешь! Переход на новый регламент с новым мотором для «Ф-1» катастрофичен. Моторы сейчас будут взрываться в течение всего года. Все-таки любой новый двигатель -- это целое дело. Самое главное, беда в «Формуле-1» из-за того, что там мало обгонов. И это не только из-за разницы в бюджетах команд, но и еще из-за конструкции болида. Заднее оперение машины, все сплитеры и спойлеры работают не только на граунд-эффект самого автомобиля, но и создают воздушную яму. Нельзя подъехать близко, так как передняя машина создает такой поток воздуха, что передняя ось идущего сзади автомобиля максимально отрывается от земли. А что за гонка, если за все ее время зрители видят от силы пять-шесть обгонов.
В А1 этого нет. Мало того, что все машины одинаковы, мало того, что впервые используется кнопка Power Boost (для придания машине дополнительного ускорения), которую за гонку имеешь право нажать восемь раз, что показывается во время трансляции. Так еще и мотор Zytek, который там стоит на модифицированном шасси Lola, потенциально позволяет ехать быстрее, чем в «Формуле-1». При этом А1 возвращает все автодромы, на которых никто давно не гоняется.
Беседовали Андрей ВДОВИН, Денис ВДОВИН