|
|
N°204, 02 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Партийность губернатора: плюс или минус?
У народа пока нет четкого отношения к новой инициативе Кремля
Опыт избрания губернаторов законодательными собраниями по представительству президента за истекший год стал восприниматься обществом скорее позитивно, хотя по-прежнему неоднозначно. Будет ли столь же успешным углубление эксперимента -- избрание губернатора теми же законодательными собраниями, но уже по рекомендации политической партии, выигравшей региональные выборы? Приведет ли подобная практика к реальному развитию многопартийности и повышению ответственности и политических партий, и выдвинутых ими губернаторов?
Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, показывает, что практика избрания партийных губернаторов сопряжена со значительными трудностями -- как объективными, так и субъективными. Ведь политические партии в значительной степени остаются общефедеральным институтом, на уровне регионов их роль существенно ниже. А деятельность региональных властей на практике носит преимущественно неполитический характер. Большинство губернаторов, избранных за последнее десятилетие при поддержке тех или иных политических партий, после своего избрания дистанцировались от них, стремились вести политику на консенсусной, внепартийной основе. Не приведет ли в связи с этим излишняя политизация региональных выборов к партийному противостоянию? Или, напротив, она таит в себе угрозу властной монополии партийной бюрократии, до последнего времени не имевшей реальных рычагов власти на региональном уровне?
Сама по себе партийная принадлежность глав субъектов федерации -- уже во многом свершившийся факт. 45% избирателей уверены, что их губернатор состоит в той или иной политической партии. Правда, точно осведомлены о его конкретной партийной принадлежности менее половины этой группы опрошенных -- только 21%. 9% избирателей считают, что их губернатор не состоит ни в какой политической партии, еще около 45% затрудняются ответить на вопрос о партийной принадлежности своего губернатора.
Членство в партии губернатора является для людей фактом скорее положительным. Так, 27% опрошенных считают, что оно скорее положительно сказывается на его деятельности, 10% -- что скорее отрицательно. В то же время наибольшее число избирателей относится к партийной окраске своего губернатора нейтрально: по мнению 27%, членство в партии никак не сказывается на его деятельности, еще 37% затруднились дать этому какую-либо оценку.
Следует обратить внимание, что та часть опрошенных россиян, которая позитивно относится к партийной принадлежности губернатора, преимущественно имеет в виду не абстрактную партийность, а членство в партии власти. По мнению 38% россиян «лучше, чтобы губернатор состоял в партии, поддерживающей президента», хотят видеть своего губернатора членом оппозиционной партии 7%. Действительно, близость к президенту и прокремлевской партии власти является фактором, способствующим увеличению реальных возможностей губернатора, его политических и административных ресурсов. За беспартийность своего губернатора выступает 32% опрошенных.
Если на общефедеральном уровне роль политической оппозиции, несмотря на постоянное снижение в последние годы, остается относительно значимой, то на выборах глав региональной исполнительной власти она минимальна. Губернатор является звеном административной вертикали, которая не предусматривает оппозиционности. Это оставляет за главой исполнительной власти лишь две возможности -- либо быть формальным членом партии власти, либо быть ее неформальным членом, оставаясь номинально беспартийным.
Между тем разрабатываемый законопроект об избрании губернатора законодательными собраниями регионов по представлению победившей на выборах политической партии фактически устраняет и эту альтернативу. Избранный губернатор оказывается в зависимости от новой, доселе практически не существовавшей для него инстанции -- от региональных функционеров победившей партии. Кто эти люди и как себя поведут, пока непонятно ни губернатору, ни населению региона. Это обуславливает низкий стартовый «рейтинг» данного законопроекта, суть которого пока остается недостаточно понятной большинству россиян. К тому же только 26% опрошенных сегодня уже хоть что-то слышали о готовящемся нововведении.
Итак, готовящийся законопроект, предусматривающий избрание глав субъектов федерации по представлению победившей на региональных выборах политической партии, пока мало известен россиянам. По мнению большинства опрошенных, новый порядок формирования исполнительной власти на местах существенно уступает и прямым выборам губернаторов, и ныне действующему порядку, когда губернатор избирается законодательными собраниями по представлению президента. Во многом это результат недоверия россиян к самому институту политических партий, отсутствия позитивного опыта деятельности партий во многих регионах, несамостоятельности региональных партийных структур, особенно относящихся к партии власти.
Дискуссионным и открытым для россиян остается и вопрос о целесообразности прямого и открытого участия губернаторского корпуса в партийной жизни.
Леонтий БЫЗОВ, руководитель аналитического отдела ВЦИОМ, -- для "Времени новостей"