|
|
N°202, 31 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коидзуми возглавит армию
Похолодание между Пекином и Токио становится хроническим
Вчера японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми подтвердил, что намерен пересмотреть мирные положения конституции страны, которая провозглашает отказ от войны и запрещает Стране восходящего солнца иметь вооруженные силы для разрешения международных споров. По словам премьера, после многолетних дискуссий в стране формируется консенсус по этому вопросу.
В конце минувшей недели правящая в Японии Либерально-демократическая партия обнародовала проект новой конституции. Там говорится, что вооруженные силы можно использовать, во-первых, в акциях, проводимых в рамках международного сотрудничества для обеспечения мира и стабильности мирового сообщества. Во-вторых, их можно задействовать в мероприятиях по поддержанию общественного порядка в чрезвычайных ситуациях. Премьер-министр провозглашается Верховным главнокомандующим.
Соседние страны, пострадавшие в 1930--40-х годах от японской агрессии, воспринимают стремление Токио к юридической реабилитации своей военной машины с большим недоверием. Состоявшийся в середине октября очередной демонстративный поход Дзюнъитиро Коидзуми в храм Ясукуни, считающийся во всей Азии символом японского милитаризма, вызвал возмущение в Китае и обеих Кореях.
По инициативе Пекина был отменен намеченный на конец октября визит в КНР министра иностранных дел Японии Нобутаки Матимуры. Китайские власти неоднократно призывали Токио отказаться от "порочной практики" визитов в милитаристское святилище. Коидзуми снова заявил, что посетил Ясукуни как частное лицо.
Поведение премьера отражает глубинные противоречия между двумя странами. Главная проблема кроется в тяжелом наследии прошлого. Китайцы полагают, что Япония не извлекла уроков из истории и искажает или замалчивает факты своей агрессии против стран Азии в ХХ веке. Например, китайцы не могут простить соседу школьных учебников по истории, в которых опущены подробности Нанкинской резни -- событий 1937 года в городе Нанкине, когда японская армия уничтожила свыше 300 тыс. мирных жителей и военнопленных.
Пекин недоволен медлительностью Токио в решении проблемы химического оружия, оставленного на китайской территории японской армией. Еще в 1999 году две страны подписали меморандум, согласно которому проблема должна быть решена к 2007 году. Но пока что найдено и помещено во временные хранилища лишь несколько десятков тысяч бомб и снарядов. А их общее количество, по китайским данным, достигает 2 млн единиц. Опасность вполне реальна: с окончания войны уже около двух тысяч граждан КНР пострадало в результате ядовитых утечек. Регулярно сообщается о новых страшных находках. Пекин давно ведет переговоры с Токио о строительстве в КНР объектов по утилизации брошенных отравляющих веществ стоимостью 1,8 млрд долл., но воз и ныне там.
Вторая мировая война создала обеим странам предпосылки и для территориальных разногласий. Среди них спор вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао), находящихся под юрисдикцией Японии. Китайские активисты периодически высаживают на архипелаг показательные десанты, а японские военные корабли пытаются им помешать. Обсуждать проблему на межгосударственном уровне Токио отказывается.
Китай и Япония -- ведущие мировые импортеры энергоресурсов. Уже разгорается конфликт вокруг нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море. КНР оспаривает законность разделительной линии, установленной Японией в одностороннем порядке. Межминистерские переговоры ничего не дали. Пекин начал добычу природного газа вблизи территории соседа, одновременно усилив в этом районе группировку своих военных кораблей. В конце минувшей недели представитель МИД КНР Кун Цюань вновь заявил, что разведка нефти и газа в акватории Восточно-Китайского моря ведется Китаем в бесспорно принадлежащих ему территориальных водах и полностью соответствует международным законам. Но Токио демонстративно проводит геологоразведку шельфа со своей стороны.
Китайские эксперты говорят, что отношения Пекина и Токио сегодня строятся по принципу "в политике -- похолодание, в экономике -- потепление". "Китай и Япония -- самые мощные государства в Восточной Азии. У Китая огромный рынок сбыта, у Японии современные технологии", -- сказал «Времени новостей» директор департамента политики Центра изучения Японии при Академии общественных наук Китая Гао Хун. -- Стороны испытывают потребность друг в друге". Японские инвесторы -- одни из наиболее активных в КНР, двусторонний товарооборот в прошлом году перевалил за 170 млрд долл., превысив объем торговли между Японией и США. Но в отличие от предпринимателей политики на компромисс идти пока не готовы.
Владимир ПАВЛОВ