|
|
N°201, 28 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Стереть с карты мира"
Президент Ирана хочет уничтожить Израиль
Когда одна страна отказывает другой в праве на существование, перед человечеством встает призрак глобального апокалипсиса, способного похоронить не только воинственных драчунов, но и всех обитателей планеты.
В среду Тегеран напомнил миру о перспективе рукотворного конца света. На проходившей в иранской столице конференции «Мир без сионизма» выступил президент страны Махмуд Ахмадинежад. Атмосфера мероприятия способствовала выплеску возбуждения и эмоций. Президента слушали четыре тысячи студентов, которые скандировали: «Смерть Израилю! Смерть Америке!». «Да поможет нам Аллах, и мы увидим, наконец, мир без США и сионизма, - вторил им в ответ Ахмадинежад.
И тут он процитировал слова духовного лидера исламской революции 1979 года имама Хомейни о том, что «Израиль должен быть стерт с карты мира». По словам нынешнего иранского президента, «новая волна борьбы палестинского народа» в скором времени «навсегда сотрет это клеймо позора (то есть Израиль - Ред.) с лица исламского мира». А те страны, которые официально признают государство Израиль «сгорят в огне исламского гнева».
Иран и Израиль сегодня - заклятые враги, хотя при режиме иранского шаха две страны поддерживали неплохие отношения. После исламской революции 1979 года дипломатические отношения между ними были разорваны. Призыв «стереть Израиль с карты мира» - часть повседневной иранской внутриполитической риторики. Этот лозунг в последние годы постоянно присутствует на сентябрьских военных парадах в Тегеране, где Иран демонстрирует свои баллистические ракеты «Шехаб». Однако лидеры страны до сих пор предпочитали воздерживаться от подобной резкости в отношении нелюбимого ими, но реально существующего государства.
Несдержанность президента Ахмадинежада можно объяснять его молодостью - ему 49 лет. Или неопытностью - он заступил на свой пост лишь в августе нынешнего года. Или бурным революционным прошлым - он был активным участником событий 1979 года, и его даже подозревали в том, что он принимал участие в захвате 52 американских заложников в посольстве США. Но как бы то ни было, его заявления, призывающие к уничтожению целого государства, прозвучали недопустимо вызывающе. Стремление поднять в народных массах ненависть к Израилю обернулось для Ахмадинежада внешнеполитическим провалом и нежданной победой для недругов Тегерана.
Несколько лет назад Америка включила Иран в «ось зла», стараясь изобразить эту страну мировым изгоем. Крайне деликатная ситуация сложилась сегодня вокруг иранской ядерной программы. Тегеран уверяет, что она носит исключительно мирный характер. Запад не верит этим словам и считает, что Иран стремится получить ядерное оружие. Чаша весов и без того склоняется не в пользу Тегерана - в конце сентября Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) принял резолюцию, предусматривающую возможность передачи «иранского ядерного досье» в Совет безопасности ООН с перспективой введения экономических санкций против Ирана.
Против этого сценария выступает Россия, пытаясь разрешить конфликт дипломатическим путем. Всего за день до скандального выступления с Махмудом Ахмадинежадом по телефону говорил президент России Владимир Путин. В ходе разговора была подчеркнута необходимость разрешения ситуации вокруг ядерной программы Ирана «в правовом поле МАГАТЭ политическими методами». Да и личная встреча двух лидеров состоялась совсем недавно - это было 15 сентября в Нью-Йорке. Позавчера в Москве с российским премьером Михаилом Фрадковым встречался в рамках мероприятия Шанхайской организации сотрудничества (в ней Иран является наблюдателем) первый вице-президент страны Парвиз Давуди. 24 октября в Москве с визитом находился глава МИД Ирана Манучер Моттаки, по словам которого «в повестке дня» значится визит Владимира Путина в Иран.
Для Сергея Лаврова, который провел вчера в Тель-Авиве переговоры с руководством Израиля, сообщения СМИ о скандальном заявлении иранского президента Махмуда Ахмадинежада стали неприятной неожиданностью. В среду глава МИД Израиля Сильван Шалом доказывал российскому коллеге, что Ирану доверять нельзя, и что у Тегерана вот-вот появится атомная бомба. Российский министр в ответ настаивал, что не надо нагнетать обстановку вокруг Ирана и что нет спешки с передачей иранского ядерного досье в Совет безопасности ООН - до тех пор, пока окончательный вердикт не вынесут «профессионалы из МАГАТЭ».
Вскоре после этого разговора с Шаломом, и как раз перед вчерашней встречей с премьером Израиля Ариэлем Шароном и его первым заместителем Шимоном Пересом, г-н Лавров увидел репортаж Си-Эн-Эн о том, в каком свете видит иранский президент Ахмадинежад будущее государства Израиль. Этот же репортаж видел Шимон Перес, уделивший, по данным «Времени новостей», на переговорах с Лавровым вчера утром очень большое внимание этой проблеме. В ходе этой встречи, как сообщили нашей газете израильские участники переговоров, г-н Лавров сказал, что посол Ирана в России будет незамедлительно вызван для разъяснений на Смоленскую площадь. «Мы попросили посла объяснить мотивы такого заявления (президента Ирана - ред.)», - подтвердил через несколько часов сам г-н Лавров российским журналистам, сопровождавшим его в поездке в Израиль.
Глава российской дипломатии признал, что подобные заявления не помогают «усилиям тех, кто хочет нормализовать ситуацию вокруг Ирана». «Те, кто настаивает на передаче ядерного досье Ирана в Собвез ООН, получили дополнительные аргументы в пользу своей позиции», - добавил министр Лавров. Однако он все еще считает, что последнее слово по проблеме ядерных программ Ирана должны сказать эксперты МАГАТЭ.
На переговорах с Лавровым вице-премьер Израиля Шимон Перес сказал, что считает необходимым поставить вопрос об исключении Ирана из ООН. Позднее этот призыв озвучил израильский премьер Ариэль Шарон. Как всегда осторожный российский министр ответил, что надо еще проверить, насколько точно передали СМИ слова Ахмадинежада. Что порадовало израильтян, так это признание Лавровым того факта, что в принципе подобные заявления недопустимы в устах глав государств-членов ООН. «Реакция Лаврова на случившееся была очень здравой»,- сообщил «Времени новостей» один из израильских дипломатов.
«То, что заявил президент Ирана, не может быть оправдано никакими обстоятельствами»,- заявил нашей газете председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. Россия, по его словам, «не может оставаться равнодушной, тем более, когда государство, которое Москва считает партнером и в торгово-экономической и в сфере безопасности, совершает в лице ее президента очевидную ошибку». "Нам нужно сейчас активно работать с иранским руководством, в меру наших возможностей разъяснять Ирану ошибочность занятой позиции и призывать президента Ахмадинежада какими-либо разъяснениями снять остроту вопроса", - заявил г-н Косачев. Тем не менее, он не считает, что Россия в знак протеста "должна кардинально пересматривать свое сотрудничество с Тегераном".
Экономическое сотрудничество России и Ирана активно развивается, объем торговли превысил 2 млрд долларов. В 2006 году Москва завершает строительство АЭС в Бушере, стоимость контракт составляет около 800 млн долларов. Уже в конце этого года намечается поставить ядерное топливо для бушерской АЭС. Вчера с космодрома Плесецк с помощью российской ракеты-носителя "Космос-3М" был выведен на орбиту иранский спутник «Сина-1».
Однако радужные экономические планы могут стать заложниками резких заявлений иранского руководства. «Нам не безразлично, в каком направлении - замкнутого в себе и исповедующего крайние формы политического, религиозного и государственного устройства, либо по пути открытого к международному сотрудничеству и прозрачного в своих намерениях государства - будет развиваться Иран», - подчеркнул г-н Косачев.
Волна возмущения в ответ на предложение «стереть Израиль с лица земли» в США и Европе была вполне предсказуемой. Опасения по поводу ядерных амбиций Тегерана многократно усилили недовольство Запада. «Это высказывание лишний раз подтверждает справедливость того, что мы всегда говорили о данном режиме, - заявил в Вашингтоне официальный представитель Белого дома Скотт Макклеллан, - Это усиливает подозрения, которые есть у нас, относительно ядерных намерений Ирана». Вчера иранских дипломатов для разъяснений к себе вызывали МИДы Великобритании, Испании, Германии, Франции, Италии. «Абсолютно неприемлемыми» назвал высказывания Ахмадинежада глава Еврокомиссии Хосе Мануэл Баррозу. Однако на вопрос стоит ли исключить Иран из ООН, он ответил: «Конкретных предложений сейчас нет». Впрочем, вчера представитель израильского МИД указал, что намерение начать процедуру по подаче документов в ООН об исключении Ирана пока «не является официальной позицией Израиля».
России предстоит трудная задача - объяснить Тегерану неприемлемость призывов к «редактированию» карты мира по собственному смотрению, не допустив при этом ухудшения двусторонних отношений. «Чем больше на Иран оказывается внешнее давление, тем больше радикализируются настроения внутри Ирана, что противоречит интересам международного сообщества - говорит Константин Косачев, - Я считаю позицию России по Ирану более перспективной и выверенной, чем у США или стран Запада. Мы имеем гораздо больше возможностей быть услышанными. И в наших интересах сохранение Ирана, как полноправного члена международного сообщества».
Андрей ЗЛОБИН, Елена СУПОНИНА, Тель-Авив - Москва