|
|
N°200, 27 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взятки гладки
Доказать коррупционное преступление государство может, только если хочет
Необходимость борьбы с коррупцией обычно не ставится под сомнение никем. Однако, несмотря на отдельные эпизоды по поимке за руку при получении взятки чиновников не самого высокого ранга, какой-либо внятной концепции борьбы государства с этим явлением пока не существует. Какие формы принимает коррупция в деловой сфере, разбирались вчера эксперты на «круглом столе», организованном юридическим комитетом Ассоциации Европейского бизнеса в России.
По данным главы фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, 81% предпринимателей в течение года платили взятки, а в отношении малого бизнеса поборы сегодня сравнились с рентабельностью. Средний размер взятки с 2001 года возрос с 10 до 135 тыс. долл., а объем рынка «коррупционных услуг» увеличился за это время с 33 до 316 млрд долл. То есть сейчас это более половины объема ВВП. Если в теневом секторе вращаются такие серьезные деньги (даже если не такие, то все равно серьезные), по мнению г-на Сатарова, это говорит о значительной степени недооцененности российской экономики.
Если в номинальном выражении размеры взяток за четыре года возросли в 13 раз, то в относительном выражении рост более скромный, говорит г-н Сатаров. По его подсчетам, если в 2001 году на одну взятку среднего размера можно было купить 30 кв. метров жилплощади, то сегодня -- 209 кв. метров. То есть всего в семь раз больше.
Но то, что очевидно гражданам, далеко не всегда так же очевидно судьям. "Сложность доказательства коррупционных преступлений состоит в том, что нынешнее законодательство создало оболочку, помогающую должностным лицам уходить от ответственности, чем пользуются все адвокаты", -- говорит представитель юридической компании CMS Cameron McKenna Евгений Воеводин. "Во многих статьях Уголовного кодекса перечислены привилегированные составы преступлений, позволяющие смягчать наказания, а отягчающих составов, наоборот, очень мало", -- поясняет эксперт. Без изменения законодательной базы бороться с коррупцией невозможно, считает он. В Гражданском кодексе, к примеру, есть статья, позволяющая дарить должностному лицу подарки на сумму, не превышающую пять МРОТ. И любой берущий взятки чиновник знает: в оправдание он может сказать, что его умысел был на получение подарка ценой не более 500 руб. А доказать обратное не представляется возможным. Только если перед обвинителями не стоит политическая задача наказать участников данной конкретной коррупционной сделки.
"В выявлении коррупционных действий надо играть на опережение", -- согласен с Евгением Воеводиным глава московского офиса компании Веch-Bruun International Сергей Стефанишин. «В мировой практике обещание дать взятку квалифицируется как преступление, коррупцию отслеживают на стадии замысла», -- говорит он.
"Изобретательность чиновников, живущих за счет взяток, не знает границ", -- уверен главный эксперт Всемирной организации автомобильного транспорта (IRU) Дмитрий Ларионов. "Для груженой фуры на совершенно обычной дороге вдруг может быть «организована» заповедная зона, проезд по которой будет возможен только при наличии определенного количества «отступных». С перевозчика могут взять штраф за попытку задавить зайца. Или же водителю предъявляется некий документ местной администрации, где сказано, что грузовики по такой дороге ездить вообще не могут. Последнее, правда, называется скорее не вымогательством взятки, а подлогом государственного документа, за что можно угодить в тюрьму на десяток лет".
Нередко можно видеть случаи отъема денег, поставленные на поток, говорит г-н Ларионов. Как, например, принудительное сопровождение грузов таможенниками. Дело в том, что постановлением кабинета министров действительно предусмотрено таможенное сопровождение груза стоимостью более 50 тыс. долл. по установленным правительством же расценкам. На практике таможенники просто ставят перед фактом, что ценный груз положено сопровождать, но на посту всего два офицера. И предлагают обратиться к коммерческой фирме, чьи расценки в 5--10 раз выше. "Исполнитель таких коммерческих услуг сопровождения практически везде один -- Союз ветеранов таможенной службы, -- говорит Дмитрий Ларионов. -- Вроде бы это и не взятка, но определенно завуалированный отъем денег".
"Сложность в том, что все понимают наличие проблемы, но по-прежнему установка на коррупцию в обществе остается достаточно сильной", -- завершил дискуссию Георгий Сатаров.
Ирина СКЛЯРОВА