|
|
N°199, 26 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Членство Украины в НАТО реально»
В последние дни украинские чиновники развернули активное общение с руководством блока НАТО. На минувшей неделе Украину посетил генсек Альянса Яап де Хооп Схеффер. После общения с ним Виктор Ющенко заявил, что интенсивный диалог Киева с НАТО в ближайшее время закончится «раундами переговоров» относительно членства в Альянсе. А в понедельник министр обороны Анатолий Гриценко поучаствовал в Вильнюсе в консультациях Украина--НАТО с участием генсека Схеффера. В литовской столице министр Гриценко сообщил, что Украина рассчитывает стать членом НАТО к 2008 году. О перспективах членства страны в НАТО «Времени новостей» рассказал первый министр обороны Украины, а ныне посол МИДа по особым поручениям Константин МОРОЗОВ.
-- Как вы оцениваете итоги визита генсека НАТО на Украину?
-- Важен не столько визит генсека НАТО, сколько приезд с ним Североатлантического совета в полном составе. Для Украины важен факт обсуждения с Североатлантическим советом состояния сотрудничества в рамках интенсифицированного диалога. Этот диалог был инициирован в Вильнюсе в апреле нынешнего года. Его конечной целью является переход к плану действий по приобретению членства в НАТО.
К этому на сегодня самому высокому уровню отношений Украина продвигалась с начала 90-х годов, когда НАТО выработало новую стратегию, выводившую бывшие советские республики и страны Варшавского договора из ранга потенциальных противников в ранг партнеров. В 1994 году Украина, как и Россия, присоединилась к программе «Партнерство ради мира». В 1997 году Украина подписала Хартию об особом партнерстве. Кстати сказать, Россия сделала аналогичный шаг даже на неделю раньше Украины.
-- Министр обороны Анатолий Гриценко собирается вступить в НАТО в 2008 году. Это действительно возможно?
-- Я присоединяюсь к таким оценкам. Украина вписывается в отведенные ей временные рамки. Помимо армии в духе гражданского контроля нужно реформировать весь сектор безопасности, в том числе внутренние войска и службу безопасности. События президентской кампании 2004 года показали, что эти структуры оставались закрытыми для гражданского контроля. Если нам удастся решить эту проблему, Украина будет готова к членству в НАТО.
Если в 2006 году Украина заключит с Альянсом программу о переходе к плану действий по приобретению членства, отношения с НАТО перейдут в новое качество. И тогда за два годовых цикла можно будет подойти к уровню «готовности» к членству или «готовности в основном» с заключением о необратимости реформ. Кстати сказать, в странах, которые являются членами НАТО с 2004 года, процесс реформ продолжается. Так что вряд ли можно говорить об их стопроцентной готовности.
-- Как относятся к натовской перспективе в украинской армии? Есть ли опасения, что этот курс приведет страну к конфронтации с Россией?
-- Нет, ни в коем случае. В темпах сближения Украины и России с НАТО существует разрыв, причем не в пользу Украины. Помимо отношений особого партнерства, которые существуют с 1997 года, Россия участвует в обсуждении и голосовании по ограниченному числу серьезных решений с 27 странами НАТО. Украина не имеет такого формата отношений с Альянсом. Та часть общества, которая информирована об этом, а это касается и армии, уже не опасается, что сближение с Альянсом испортит отношения с Москвой.
Кроме того, сотрудничество с Альянсом во многом помогает решать проблемы, в которых заинтересованы офицеры. Правительство обязано проводить социальную адаптацию уволенных в запас, увеличивать бюджет на оборону. Государство вряд ли стало бы делать это добровольно, если бы не международные обязательства перед НАТО.
-- Сколько надо будет вложить средств в реформирование армии, чтобы Украина могла войти в состав НАТО? Эксперты считают, что в начале 90-х армия была в лучшем состоянии, чем теперь...
-- В рамках годовой программы сотрудничества с НАТО минимальный уровень финансирования армии определен в объеме 2% от ВВП. Бюджет 2006 года эти цифры гарантирует. Что касается состояния армии, говорить о большем уровне готовности в начале 90-х было бы несерьезно. Тогда более чем миллионная группировка войск финансировалась на 30% от минимальных потребностей. Армия тогда переживала сложный процесс юридического перехода в национальный статус. Сейчас почва для вступления в НАТО более благоприятна.
-- В России не понимают, почему Украину не устраивает ташкентский договор 1992 года по безопасности в рамках СНГ...
-- Индивидуальная система обороны сегодня не гарантирует военную безопасность, поэтому необходимо прибегать к коллективной. У Украины был небольшой выбор: Альянс или Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ). Чтобы стать членом НАТО, нужно сделать серьезные шаги в реформировании политической системы, формировании гражданского общества, гарантировать права человека, содействовать развитию рыночной экономики. В ОДКБ сниженный уровень требований, поскольку там преследуются политические цели создания блока организации под эгидой России. Это свидетельствует о том, что выбор необходимо делать в пользу НАТО. Именно Альянс участвует в трансформации Европы, формируя архитектуру европейской безопасности. Участвовать в НАТО -- значит иметь право голоса при рассмотрении вопросов, в которых заинтересована Украина.
-- После парламентских выборов 2006 года сторонники президента Ющенко и экс-премьера Юлии Тимошенко могут не получить в Раде большинство. Не будет ли это означать свертывание отношений с НАТО?
-- В 2003 году на парламентских слушаниях по вопросам интеграции Украины в НАТО предложение добиваться полноправного членства в Альянсе поддержали 263 народных депутата. Так что идея членства в НАТО имеет сторонников даже в нынешнем «старом» созыве Рады. В 2006 году в парламенте у президента будет гораздо больше сторонников, чем теперь.
В то же время президентские выборы 2004 года снизили процент граждан, поддерживающих интеграционные процессы по вступлению в НАТО из-за агрессивной антинатовской пропаганды со стороны ряда политический партий. На мой взгляд, нужно выравнивать позиции сторон. Политические партии, которые считают вступление в НАТО безальтернативным с точки зрения интересов государства, должны открыто говорить об этом. Это приведет к росту популярности идей евроатлантической интеграции.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев