|
|
N°198, 25 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Революция окупилась
Индийский покупатель "Криворожстали" озолотил Украину
«Украинская власть состоялась», -- такой была первая реакция президента Украины Виктора Ющенко на итоги обильной скандалами приватизации комбината «Криворожсталь». Примечательно, что эти слова президент произнес не тогда, когда комбинат отобрали у прежних владельцев, и не когда он отправил в отставку правительство, а именно теперь, когда индийский магнат Лакшми Миттал выложил за 93,02% акций «Криворожстали» 4,8 млрд долларов. И, пожалуй, вывод г-на Ющенко подтверждается не только тем фактом, что сама по себе «честная» приватизация состоялась, но и фантастической суммой сделки.
Цена, которую заплатит за «Криворожсталь» победитель аукциона, превзошла самые смелые прогнозы аналитиков. Немецкое подразделение группы Mittal Steel, крупнейшего в мире сталепроизводителя, предложило за пакет 24,2 млрд. гривен (4,8 млрд долл. по курсу 1 долл. = 5,05 гривен). Аналитики ожидали, что в ходе торгов цена достигнет максимум 3 млрд. долл. при стартовой цене около 2 млрд долл. Более того: предложение г-на Миттала, который лично посетил Киев, в 6 раз (!) превысило цену, которая была заплачена за этот актив летом прошлого года Индустриально-металлургическим союзом зятя экс-президента Украины Виктора Пинчука и предпринимателя Рината Ахметова.
Впрочем, и вчерашний день не обошелся без скандала. В отставку подала глава Фонда госимущества Украины Валентина Семенюк - представительница Соцпартии, которая честно выполняла политическую задачу возврата в госсобственность «нечестно» проданных при Леониде Кучме предприятий. Она, правда, рассчитывала, что возвращенные ценности будут работать под контролем государства, а потому повторная продажа вызвала у нее протест. Но, очевидно, политический и финансовый эффект продажи «Криворожстали» таков, что Виктор Ющенко и премьер Юрий Ехануров без сожаления расстанутся и с акциями комбината, и с г-жой Семенюк.
О значении вчерашнего аукциона для новой украинской власти свидетельствовало то, что на торги собрались и президент страны, и глава правительства, и бывший премьер Юлия Тимошенко. Правда, если г-жа Тимошенко наблюдала за торгами непосредственно в зале, то гг. Ющенко и Ехануров следили за ними по телевизору из другого помещения.
Непосредственно же в торгах приняли участие три компании: Mittal Steel Germany GmbH, украинская «Смарт-Групп» и консорциум «Индустриальная группа», объединивший люксембургскую Arcelor и «Индустриальный союз Донбасса». Минимальный шаг аукциона составлял 100 млн. гривен. Всего в Фонд госимущества было подано 12 заявок на заключение договоров о конфиденциальности по рассмотрению условий покупки "Криворожстали", в их числе были российские «Северсталь» и Evraz Group, которые, изучив условия конкурса, отказались от участия в аукционе.
«Смарт-Групп» отказалась от борьбы первой -- после того, как цена достигла 17,7 млрд. гривен. После предложенной цены в 24,1 млрд гривен вышла из аукциона и «Индустриальная группа» и на 78-м раунде повышения цены покупателем пакета была объявлена Mittal Steel Germany. Договор о передаче пакета в собственность Mittal Steel, как сообщили «Времени новостей» в ФГИ, не был вчера подписан только потому, что для иностранного покупателя необходимо перевести документацию. Ожидается, что деньги от компании на счет ФГИ поступят в течение месяца.
«Сегодня мы получили свидетельство того, что если бы украинская приватизация проходила честно, мы имели бы колоссальные финансовые возможности для решения вопросов, в том числе и социальных», -- такой комментарий Виктора Ющенко к прошедшим торгам был распространен пресс-службой президента Украины. По мнению президента, «приватизация только одной «Криворожстали» принесла госбюджету на 20% больше средств, чем он получил за все предыдущие годы приватизации».
Поступок Валентины Семенюк поддержала оппозиция. Лидер компартии Украины Петр Симоненко потребовал внести на рассмотрение Верховной Рады вопрос об отставке правительства в связи с продажей «Криворожстали». Глава коммунистов убежден, что при новых хозяевах неизбежны массовые увольнения персонала и несоблюдения прав рабочих.
Для Юлии Тимошенко, которая теперь тоже в оппозиции, успех продажи «Криворожстали» -- это и личный успех. Она вчера выразила удовлетворение результатом торгов и заявила журналистам: «Этот конкурс показал, что есть еще много предприятий, которые в минувшие годы приватизировались намного дешевле, чем они стоят на самом деле». Но все же г-жа Тимошенко пригрозила, что если новый владелец нарушит приватизационные условия, «Криворожсталь» будет возвращена государству (в соответствии с условиями конкурса ФГИ будет осуществлять контроль за выполнением инвестиционных обязательств покупателем, причем по некоторым из них контроль будет осуществляться вплоть до 2030 года). Кроме того экс-премьер пообещала, что парламентская фракция ее блока будет следить за распределением средств, полученных от приватизации меткомбината, а также намерена инициировать расследование и привлечение к ответственности виновных в приватизации «Криворожстали» по заниженной цене в 2004 году.
Нынешний премьер Юрий Ехануров заявил о намерении выступить с инициативой создания бюджетного фонда для выкупа госпредприятий, приватизированных в предыдущие годы с нарушением правил и в непрозрачных условиях. Кроме того, премьер не исключил возможности проведения повторных конкурсов «по несправедливо приватизированным предприятиям».
Впрочем, в пресс-службе ФГИ «Времени новостей» заявили, что о пересмотре ранее совершенных приватизационных сделок пока речи не идет. И если будет происходить какой-то пересмотр, то только по решению суда. В самом ФГИ очень довольны результатами прошедшего конкурса: «они превысили наши ожидания». Зампред Фонда госимущества Александр Бондарь в эфире Первого национального телеканала отметил, что сумма, вырученная от продажи пакета «Криворожстали», позволит выполнить все социальные программы правительства. И даже если Mittal Steel вдруг передумает покупать «Криворожсталь» (что, впрочем, представляется невероятным), в соответствии с законодательством бюджет получит внесенный компанией залог в размере 200 млн. долл. и неустойку в размере 20% от заявленной на торгах суммы -- ни много ни мало почти 1 млрд. долл.
Пресс-служба Mittal Steel распространила пресс-релиз, в котором выражается удовлетворение победой компании в прошедших торгах. Более того, Лакшми Миттал на пресс-конференции в Киеве заявил, что компания была бы заинтересована дополнить вчерашнюю покупку еще одним активом на Украине - Криворожским ГОКом окисленных руд. Этот ГОК с советских времен остается недостроенным и в настоящее время полностью принадлежит государству.
Хотя аналитики и сходятся во мнении, что Mittal Steel переплатила за «Криворожсталь», они все равно оценивают это предприятие как очень перспективное. «Mittal Steel может себе позволить дорогие и длинные инвестиции, -- заявила Ирина Ложкина из ИГ «Проспект», -- к сожалению, наши металлургические компании пока до этого не доросли».
Аналитик «БрокерКредитСервиса» Вячеслав Жабин полагает, что справедливая цена проданного пакета составляет 3,1 млрд долл: «Существенное превышение конечной цены за актив объясняется исключительной заинтересованностью компании в восточном направлении, иначе говоря, -- они купили входной билет на рынок. Кроме того, всем известна агрессивная политика Mittal Steel в плане поглощения активов, а 7 млн. тонн стали в год - это приличные мощности». Аналитик Brunswick UBS Алексей Морозов считает, что цена, предложенная за актив, адекватна. «Криворожсталь», отмечает он, обладает собственной рудной базой, кроме того, она обеспечивает выход на рынки СНГ и Европы, а еще предприятие недозагружено по ряду операций и имеет потенциал для увеличения производства.
Владимир Катунин из АТОНа заявляет, что для Mittal Steel «Криворожсталь» является особенно привлекательным активом благодаря наличию у предприятия собственной рудной базы. «У Mittal Steel есть проблемы с рудой. В частности, в Румынии. Поэтому я не исключаю, что избыток руды с «Криворожстали» может быть направлен и туда». Кроме того, г-н Катунин полагает, что Mittal Steel не боится политических рисков на Украине, поскольку имел опыт работы в условиях повышенных политических рисков в Казахстане (на заводе Mittal Steel Temirtau).
Продажа «Криворожстали» по столь высокой цене моментально сказалась на фондовом рынке: акции украинских, заодно и российских металлургических компаний стали расти в цене. Рост котировок металлургических компаний позволил российскому рынку вырасти на 2,3% после спада в конце прошлой недели (см. стр. 8).
Надо отметить, что Лакшми Миттал участвовал и в прошлогоднем аукционе по продаже госпакета «Криворожстали». Только тогда это была компания LNM Holdings, предложившая в консорциуме с американской US Steel 1,5 млрд долл. плюс 1,2 млрд на инвестпрограмму. Победитель -- «Инвестиционно-металлургический союз» гг. Пинчука и Ахметова - выиграл с предложением около 803 млн долл. при стартовой цене 714 млн долл. При проведении того тендера изначально было известно, что претендент должен был производить кокс на Украине в течение трех лет в объеме не менее 1 млн тонн в год. А только ИМС этому условию и соответствовал.
В декабре прошлого года LNM Holdings поглотила американские компании Ispat International и International Steel Group Inc. В результате г-н Миттал создал крупнейшую в мире металлургическую корпорацию с оборотом порядка 30 млрд. долл. в год и мощностями, рассчитанными на производство более 70 млн т стали в год, и дал ей свое имя -- Mittal Steel Group. Он является основным владельцем компании, председателем ее совета директоров и исполнительным директором. Компания сразу повела себя на рынке агрессивно и участвовала в наиболее интересных аукционах в металлургической отрасли (в частности, на турецкий комбинат Erdemir, чешскую Vitkovice Steel и др.) Лакшми Миттал видел своей целью скупку наиболее перспективных и наиболее интересных активов, которые еще оставались на рынке. Несомненно, «Криворожсталь» -- с полным циклом производства, собственной рудной базой и мощностями в 7 млн т стали в год -- выглядела весьма привлекательно. И, имея опыт работы в условиях повышенных политических рисков, Mittal Steel не побоялась идти на Украину.
Анна ЛАНДЕР