Время новостей
     N°197, 24 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2005
Разделение властей
В Центральном Доме художника открылся Российский антикварный салон
Открытию Российского антикварного салона предшествовал скандал. Традиционно украшением проводимого компанией «Экспо-парк» салона является некоммерческая экспозиция, посвященная тому периоду истории отечественного искусства, который особенно популярен на антикварном рынке. В этом году заявленная тема -- «Рококо в России». Со времени исторической выставки «Императрица Елизавета Петровна и искусство ее времени» (1903) период утверждения самого рафинированного вкуса стал путеводной звездой для многих ценителей науки изящного -- коллекционеров и антикваров. Предполагалось, что на новой некоммерческой экспозиции будут представлены редкие экспонаты из фондов Исторического музея, Царского Села и Ораниенбаума. Но... не случилось. Накануне открытия салона Федеральное агентство по культуре и кинематографии отозвало свое разрешение на вывоз экспонатов из фондов музеев. Официальное объяснение: предметы из собрания государственных музеев не должны участвовать в коммерческой ярмарке даже на правах гостей. Только один, не имеющий федерального подчинения, музей-заповедник «Ораниенбаум» привез свои экспонаты -- мебель, фарфор, несколько картин. Из них и была составлена экспозиция.

Неуступчивость ФАКК случайно или нет совпала с буквально только что начавшейся бескомпромиссной и безжалостной государственной кампанией против наводнивших антикварный рынок фальшаков, которых российским покупателям сбывают в особо крупных размерах и с особым цинизмом. То, что выдается на русским торгах за Шишкина, Боголюбова, Айвазовского, может на поверку оказаться безвестной салонной живописью из Германии или Скандинавии. Холсты проходят через таможню. С них стирается латинская подпись, и они в качестве шедевров «золотого века русского искусства» проходят успешную экспертизу в Третьяковке или Реставрационном центре академика Грабаря. Уличить в мошенничестве оказалось не так уж сложно -- при прохождении границы все документы с первоначальной атрибуцией картин третьестепенных западных художников, часто удостоверенной их впоследствии смытой подписью, сохраняются. Теперь проверяют с пристрастием работу Реставрационного центра имени Грабаря и экспертные отделы наших крупнейших музеев.

Будучи лицом и барометром нашего антикварного рынка, салон в ЦДХ честно и простодушно отражал все его неблагополучные тенденции. Многие профессиональные исследователи и знатоки кручинились, наблюдая, например, что через стенд предлагаются более чем сомнительные работы с атрибуцией «Наталья Гончарова», «Михаил Ларионов», «Кирилл Зданевич» и т.д. Неудивительно, что именно сейчас к Антикварному салону отношение крайне настороженное.

Однако к чести организаторов Антикварного салона и компании «Экспо-парк» испытание они приняли достойно. Программа «Рококо» отменена не была. Исполнительный директор компании Марианна Гнездилова акцент сделала на музыке и представила очень изысканную программу «Музыкальные салоны галантного века». Из фондов «Росизо» привезли красивейшие виолы-д-амур и флейты. Выставили в древних фонарных колбах, а на импровизированной сцене превосходно играли молодые музыканты.

Занятно, но после поднявшейся антикварной бури меньше нареканий вызывает ассортимент участвующих в салоне галерей. Лихих атрибуций и откровенного вранья сразу поубавилось. Гончаровых теперь не сотни, а единицы, и то половина -- графика. Достойные галереи -- «Элизиум», «Старые годы», «Улей» -- стабильно показывают качественную Парижскую школу. Другие -- модный теперь соцреализм или декоративное искусство эпохи модерн. И вот именно сейчас стало очевидно, что организаторам Российского антикварного салона пришла пора задумываться о его переформатировании. Надо признать, что с набирающим обороты Салоном изящных искусств в Большом Манеже, куда приезжают лучшие галереи мира и показывают супердорогие коллекции со многими степенями защиты, добрый старый салон в ЦДХ конкурировать не в силах. А потому необходимо фильтровать участников, отказываясь от недешевых понтов и блефа, вести к разумной ценовой политике, адекватной тому среднему потоку искусства, которое и составляет на этом салоне уютный мейнстрим.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки