|
|
N°196, 21 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Попытка быть умнее и лучше здесь не пройдет"
Премьер начал войну за реализацию путинских национальных проектов
Не успели национальные проекты, обозначенные президентом 5 сентября, обрести некие финансовые очертания (в конце прошлой недели депутаты утвердили расходы на них в бюджете-2006), как премьер Михаил Фрадков уже круто взялся за контроль над их реализацией. На такую крутизну главу кабинета вынудил министр экономического развития и торговли Герман Греф, который верстал среднесрочную программу социально-экономического развития добрые полгода. Темпы премьера не то что не устроили, но заставили, по его же собственным словам, "плакать".
А потому г-н Фрадков, видимо, дал себе обет, что национальные проекты не постигнет судьба среднесрочной программы. И в руки к г-ну Грефу они если и попадут, то по минимуму. «Я не дам превратить это в очередной раз в дискуссию, -- заявил премьер на вчерашнем заседании правительства. -- Здесь нужно не оплошать и все сделать на высоком организационном уровне. Начатая работа должна набирать темп, надо выходить в регионы».
Показательные выступления на заседании кабинета с вопросом-отчетом «как идет реализация национальных проектов», очевидно, были задуманы не случайно. Накануне главный экономист внес в Белый дом окончательный проект «среднесрочки», который не учел пожелания премьера. Г-н Фрадков ответил г-ну Грефу как опытный аппаратчик неопытному. По сути, ему не очень-то важно было, что скажут четыре ответственных за четыре национальных проекта министра -- сельского хозяйства Алексей Гордеев, здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, науки и образования Андрей Фурсенко, регионального развития Владимир Яковлев. В конце концов, все эти речи о намерениях, планах, «пошаговых» мероприятиях по «реализации» и прочее он слышал две недели подряд, посещая с завидной дотошностью министерские коллегии под лозунгом «Национальным проектам быть!». А вот то, что эти проекты могут заменить среднесрочную программу, премьер вчера дал понять впервые.
Конечно, это не было сказано открытым текстом. Просто Герман Греф решил вдруг объяснить всем, что он не понимает, что такое национальные проекты. В нынешнем варианте, по его словам, они «разноплановые, разноформатные». И если кто-то хочет, чтобы он (г-н Греф) за них ответил, то они должны быть одного формата и согласованы с ним. Тут и случилось главное. Премьер объяснил министрам, для чего они все здесь собрались. «Четыре проекта в совокупности представляют один: улучшение жизни граждан!» «Формально можно обсуждать все до бесконечности. Но заводить в очередной раз пластинку мы не будем, -- вряд ли у кого-то возникло сомнение, что премьер говорил это г-ну Грефу и всем-всем-всем, кто следует его логике. -- Я проводил коллегии, от МЭРТ участвовали гг. Шаронов и Савельев (заместители Грефа. -- Ред.), вопросы задавали. Они там, надеюсь, не для мебели были». И далее по тексту: «Попытка быть умнее и лучше здесь не пройдет. Чтобы телегу не трогать. Да, телегу. Навалим на нее снопы. Колеса, давайте, из квадратных круглые будем делать!»
Гнев премьера не спадал: «Герман Оскарович, согласовывайте, -- почти кричал Михаил Фрадков. И уже обращаясь ко всем, продолжал: -- Костьми ложиться рано. Рано, я вам говорю. Но не спать и не есть я вам рекомендую. Это не посиделки», -- резюмировал премьер. Министры после заводной речи премьера почувствовали себя не хуже г-на Грефа. Глава Минсельхоза даже объяснил всем, что ни с кем своим национальным проектом он делиться не станет. И строить будет сам, и лечить.
Однако министр финансов Алексей Кудрин, как обычно, не вовремя для председателя правительства напомнил о денежной реальности: «Тут министр регионального развития Владимир Яковлев говорил про недостающие 5 млрд руб. по его проекту. Так вот, в бюджете заложены пожелания, которые высказал президент в связи со своим видением национальных проектов. Если в ведомстве Владимира Анатольевича предложения расходятся с предложениями президента, то я здесь сделать ничего не могу!»
Вера КУЗНЕЦОВА