|
|
N°196, 21 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Михаил Пиотровский: На Дворцовой площади нельзя ничего строить
-- Что вы думаете о проведении фестиваля «Золотой ангел»? Ведь решение о его проведении принято?
-- Меня не интересует фестиваль, и я не знаю, принято ли решение, думаю, принято. Меня, как директора «Эрмитажа», интересует только Дворцовая площадь, потому что на ней находится музей. Во время такого же типа мероприятия, народного гулянья с фейерверком, сожгли фигуру на арке Главного штаба, а полети эта ракета не вправо, а влево, сожгли бы картины Пуссена... Мы должны защищать музей, и мы его защищаем. Нельзя на Дворцовой ставить неизвестно что.
-- Но против проведения церемоний открытия и закрытия на Дворцовой площади вы не возражаете?
-- Я не против того, чтобы был фестиваль и у него было торжественное открытие и закрытие. Я даже сам это предложил -- почему бы и нет, если это делается с учетом стиля и традиций нашего города.
-- Вы ведь вошли в оргкомитет фестиваля?
-- Да, я дал согласие войти в оргкомитет, но я письменно изложил свою позицию, которая заключается в том, что категорически возражаю против строительства на Дворцовой площади объектов, искажающих ее облик.
-- А почему? Вот Рудинштейн, цитируя слова Александра Сокурова о том, что «Дворцовая площадь -- это гостиная Петербурга», спрашивает, что же плохого в том, что на этой площади поставят кресла и угостят людей кофе.
-- В этом как раз ничего плохого нет, и сейчас на Дворцовой стоят столики и люди пьют кофе. Но мы долго боролись против неправомерного использования именно пространства площади, убирали с нее автобусы... Не разрешено даже ставить над столиками зонтики, хотя это, наверно, надо было разрешить, у нас часто дождь идет... Но возводить высокие сооружения, закрывающие фасады, -- вот этого быть не должно.
-- Ну это же временно...
-- Да как сказать, три недели, да еще три недели, и это, кстати, в самый разгар туристического сезона, и я просто по должности должен думать о том, что люди, которые приезжают посмотреть на Эрмитаж, должны его как минимум видеть.
Мне огорчительнее всего, что это не понимает петербургская интеллигенция, которой, казалось бы, должно быть ясно: на Дворцовой площади ничего нельзя ставить просто потому что нельзя. Есть же традиции, есть специфика города. Это же не 850-летие Москвы. Петербург -- это четвертый Рим, это город открытых пространств, в конце концов, в нем осталось так мало площадей, едва ли не одна Дворцовая.
-- Сокуров предложил принять закон, где было бы прописано, что можно и чего нельзя делать с Эрмитажем. Как вы относитесь к такой инициативе?
-- Сейчас действует регламент, принятый петербургским правительством как раз после трагедии с Никой на арке Главного штаба, и там прописан порядок эксплуатации Дворцовой площади. Я не против того, чтобы принять закон об охране и режиме использования исторических памятников. Я, как директор Эрмитажа, очень часто сталкиваюсь с возрастающим давлением денег, и в связи с рекламой, и с желанием наших кинематографистов непременно снимать в исторических интерьерах. Мы ведь не привыкли жить в обществе, где многое решают деньги, и у нас нет иммунитета к этому.
-- Вы руководите Советом по культуре при президенте РФ, можно ли использовать этот орган в борьбе за ясные и простые законы по сохранению наследия? Или этот совет ничего не решает...
-- Как раз решает. Мы, например, добились отсрочки готовящейся бюджетной реформы в сфере культуры, которая в случае принятия практически полностью снимала с государства ответственность за сохранение культурной сферы и, с другой стороны, чрезвычайно усиливала бы роль бюрократии.
-- А на общем федеральном уровне сейчас происходит что-то, что позволило бы ввести понятные правила обращения с наследием?
-- Такая работа идет постоянно, работает закон о памятниках, существуют всякие советы, которые это обсуждают. Сейчас меняется стратегия, раньше просто запрещали: нельзя, потому что нельзя, а теперь мы видим, что нужно реально определить линию охранной зоны, разработать ее в деталях. У нас в Петербурге многое делается, не случайно наш город единственный в Европе, сохранивший свою историческую часть... Есть правила, но гораздо труднее обеспечить их соблюдение. У всех есть свои интересы. Вот иметь фестиваль -- это в интересах города, а строить павильоны, закрывающие фасады Эрмитажа, не в его интересах...
-- Возвращаясь к фестивалю -- вам удалось договориться с его представителями? Конфликт исчерпан?
-- Пока нет подписанного договора, мне трудно об этом говорить, но я надеюсь, что мне удалось их убедить использовать другие места для установки павильонов. Дворы Главного штаба, например, это даже интересно.
-- Понятно, что для фестиваля использование Эрмитажа очень полезно, можно этим гостей заманивать...
-- Ну, я думаю, что это не столько для гостей, сколько для тех, кто дает деньги, делается...
-- А для Эрмитажа это выгодно?
-- Есть общие правила, это обычная практика, ничего специального.
Беседовала Алена СОЛНЦЕВА