|
|
N°195, 20 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лектор из Пентагона
Рамсфелд против «новой Великой стены»
Министр обороны США Дональд Рамсфелд настойчиво убеждает руководство КНР сделать армию и внешнеполитические приоритеты прозрачными, а политику -- демократической. Вчера шеф Пентагона говорил об этом в Пекине с лидером страны Ху Цзиньтао и министром обороны Цао Ганчуанем.
Отвечая на американские обвинения в большом занижении военных расходов, Цао Ганчуань заявил, что объявленная Пекином в 2005 году официальная цифра 30,2 млрд долл. «правдива». Вместе с тем китайский министр косвенно признал правоту критиков, указавших, что часть военных расходов КНР скрыта в других статьях бюджета. Цао согласился, что «часть финансирования разработки оборудования» исключена из военного бюджета, указав как пример расходы по космической программе Китая.
Исследователь Института Дальнего Востока РАН Павел Каменнов заметил «Времени новостей», что этот спор формально подтверждает правоту зарубежных экспертов. Они уже давно отметили, что в военный бюджет КНР не включается финансирование импорта вооружений и научно-исследовательских работ. Реальные военные расходы Китая примерно на 50% выше официальных и составляют около 45 млрд долл., полагает Павел Каменнов. Наш собеседник уверен, что обнародованная Пентагоном цифра 90 млрд долл. чрезмерно завышена: «Это связано с интересами американского ВПК, стремящегося посеять неуверенность в странах азиатского региона и поощрить их к заказам оружия в США».
Рамсфелд уже расширил рамки открытости китайской военной системы. Ему показали штаб «второй артиллерии», то есть ракетно-ядерных сил в Цинхэ. О структуре и задачах этого рода войск шефу Пентагона рассказал генерал Кан Хунгуй, устроивший для гостя презентацию с компьютерными слайдами. Информацию о планах Китая нанести ядерный удар по США в случае вмешательства американцев в конфликт вокруг Тайваня командующий «второй артиллерией» генерал Цзин Чжиюань назвал «полностью безосновательной». Он заверил Рамсфелда, что Пекин по-прежнему не собирается использовать ядерное оружие первым.
Выступая вчера с лекцией перед слушателями и преподавателями Центральной партшколы КПК, Рамсфелд заявил: «Быстрый и, на наш взгляд, непрозрачный процесс роста китайской мощи рождает опасения и неопределенность». Он добавил, что Пекин посылает Вашингтону «противоречивые сигналы» о своих будущих устремлениях, отдавая «видимое предпочтение» международным организациям, в которых США не состоят. Рамсфелд посетовал на попытки КНР отстранить Вашингтон от участия в саммите государств Восточной Азии в декабре в Малайзии, а также на китайскую поддержку обращения Шанхайской организации сотрудничества о выводе американских баз из Центральной Азии.
В стенах партшколы Рамсфелд заявил, что в «странах, поощряющих большую открытость рынков и более свободную систему, люди наслаждаются самыми большими возможностями». Он посоветовал обучающимся в ЦПШ партийным кадрам «не строить новую Великую стену» для ограничения свободы и информации. «Если люди за стеной узнают о мире и обнаружат, что он заметно отличается от того, чему их учили и во что заставляли верить, последствия могут быть драматическими», -- предупредил шеф Пентагона.
Символическим ответом на лекцию Рамфелда стала опубликованная вчера в Пекине правительственная «Белая книга о строительстве демократической политики в Китае». Власти КНР не отрицают демократии и готовы обсуждать вопросы прав человека. Однако «демократия в каждой стране рождается изнутри, а не навязывается извне», напоминает «Белая книга». По мнению авторов документа, Китай заинтересован в сохранении власти компартии. Это нужно для продолжения модернизации, достижения объединения с Тайванем, поддержания в обществе гармонии и стабильности, сохранения устойчивости политической власти и «объединения сотен миллионов людей для совместного построения прекрасного будущего».
Александр ЛОМАНОВ