|
|
N°195, 20 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крайне северный Кавказ
Депутаты предлагают отправить террористов в холодные края
Через неделю после очередного обострения на Северном Кавказе, выразившегося в нападении боевиков на столицу Кабардино-Балкарии Нальчик, в Госдуме состоялся правительственный час, посвященный проблемам этого взрывоопасного региона. Степень взрывоопасности потребовала сделать обсуждение закрытым. Участвовать в закрытой дискуссии со стороны исполнительной власти пришлось руководителям силовых ведомств, вице-премьеру Александру Жукову и полпреду президента России в Южном федеральном округе Дмитрию Козаку.
При этом вышедшие вскоре из-за закрытых дверей парламентарии признавали, что ничего сверхсекретного на заседании не прозвучало. Правда, даже представители оппозиции оценили выступления силовиков как «честные и самокритичные», а этого уже само по себе достаточно, чтобы задуматься о степени секретности. Более того, по словам зампредседателя думского комитета по безопасности Виктора Илюхина, силовики «абсолютно правильно начинали с того, что проблему Кавказа сегодня штыком и пулей решить невозможно, надо начинать с налаживания экономики, с решения проблемы занятности населения».
Г-н Илюхин обратил внимание на то, что представители исполнительной власти сами выступили с предложениями, которые давно были оформлены депутатами в виде законопроектов, но отвергались правительством. Вчера же и министр внутренних дел Рашид Нургалиев, и полпред Дмитрий Козак признали, в частности, что нужен закон об участии граждан в охране общественного порядка. «Была поднята и проблема того, что многие священнослужители обучаются в арабских странах, где с ними ведут работу спецслужбы, -- рассказал г-н Илюхин. -- Тогда и министр внутренних дел, и представитель ФСБ заявили, что они давно ставят вопрос перед Министерством образования о создании в России учебного центра для священнослужителей мусульманской направленности».
В отличие от выступлений силовиков доклад вице-премьера Александра Жукова многим депутатам не понравился. «Он говорил, что увеличилось финансирование северокавказских республик, что активно проводится газификация сел и аулов, -- рассказал Виктор Илюхин. -- Но при этом объективно признал, что те деньги, которые выделяются на Северный Кавказ, иногда не достигают адресатов, разворовываются, в результате величайшей коррупции используются не по назначению». Член ЛДПР Алексей Митрофанов вообще сказал, что г-н Жуков был похож на кассира, поскольку «называл суммы -- сколько перечислить туда, сколько перечислить сюда -- как будто мы обсуждаем поправку к бюджету».
Глава специальной думской комиссии по Северному Кавказу вице-спикер Владимир Катренко тоже собирался выразить вице-премьеру свое недовольство -- в июне именно г-н Жуков обещал, что министерства за два месяца рассмотрят предложения депутатов по концепции устойчивого развития Кавказа. После 27 августа результаты работы Белого дома должно было представить Министерство регионального развития. Но когда 5 октября министр Владимир Яковлев выступал в Думе, доложить ему оказалось нечего. Для г-на Катренко стало очевидно, что «решить вопросы Северного Кавказа ресурсами одного Минрегиона невозможно».
Тем не менее с правительственного часа Владимир Катренко вышел отчасти успокоенным: «Мне приятно было в выступлениях руководителей силового блока услышать предложения, в том числе не относящиеся к административно-военному сектору. Мы услышали предложения из социальной, экономической, идеологической, психологической, законотворческой сфер деятельности правительства».
Но штык и пуля все же не чужды сердцам парламентариев. В частности, не обошлось вчера без призывов восстановить смертную казнь для террористов. «Хватит прикрываться этим демократическим бантиком», -- заявил сопредседатель фракции «Родина» Дмитрий Рогозин. Депутат фракции ЛДПР Сергей Абельцев сравнил ситуацию на Северном Кавказе со Средневековьем, что, по его мнению, дает основание вернуться в борьбе с террористами средневековыми же мерами: вешать, расстреливать и отбирать имущество у родственников.
Проект отмены моратория на смертную казнь есть и среди предложений комиссии г-на Катренко по устойчивому развитию Северного Кавказа. Более того, некоторые члены этой комиссии в письме на имя министра юстиции Юрия Чайки даже предложили законодательно устроить так, чтобы осужденные за терроризм отбывали свои сроки обязательно в других федеральных округах. Желательно там, «где не так сильны радикальные религиозные течения, допускающие террор и насилие». То есть, вероятнее всего, на Крайнем Севере или Дальнем Востоке.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Иван СУХОВ