|
|
N°194, 19 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Хотим, чтобы было весело"
На днях российский президент Владимир Путин встретился с губернаторами Камчатки Михаилом Машковцевым и Корякии Олегом Кожемяко. 23 октября в двух этих регионах пройдет объединительный референдум. С одним из инициаторов референдума, губернатором Камчатки Михаилом МАШКОВЦЕВЫМ встретился корреспондент «Времени новостей» Максим ГЛАДКИЙ.
-- Михаил, Борисович, когда единый Дальний Восток начиная с 1930 года дробили на Камчатку, Приморье, Амурскую область, Магадан, тоже ведь думали, что это экономически целесообразно. С распадом СССР появились и вовсе нежизнеспособные регионы: Корякия, Чукотка, Еврейская автономная область. А зачем вам сейчас объединяться с Корякией?
-- Камчатку неоправданно разделили на две половины в 1992-м году. Развивалась Камчатка всегда так: промышленно развитый юг и дикий север с оленеводами. Вся медицина, институты, школы остались у нас. А коряки остались с оленям. В результате, как бы ни хотели корякские чиновники, они свой суверенитет так и не переварили. Камчатка открыта объединению: у нас даже в областной Думе сохраняются места для депутатов от Корякского автономного округа. Все 13 лет каждый оленевод Корякии участвует в выборах губернатора Камчатки, мы же в выборах начальника Паланы (столица Корякского автономного округа -- Ред.) участия не принимаем. Перекос достаточно сильный. Настало время его убрать и избавиться от матрешечных регионов. Я в марте 2005 года предложил объединить наконец регионы, и у нас началась конкретная работа.
-- Власти Камчатки сегодня используют все возможные рычаги, дабы убедить людей прийти на избирательные участки и проголосовать «за». Существует ли угроза срыва референдума?
-- Да, нас волнует возможность недостаточной явки населения на избирательные участки. Ведь по закону прийти должно не менее 50% от всех избирателей. Народ мы убедим, чиновников трогать не будем. Ведь в той же Корякии на 24 тыс. человек 12 тыс. госслужащих. Камчатским и корякским чиновникам ничего не грозит, хотя бы первое время. Мы боремся с пессимизмом людей. Хотим, чтобы было весело. Вот недавно с успехом прошло ток-шоу, первое в истории области. Сразились две команды «за» и «против», я возглавлял команду «за». О результатах может говорить то, что мы с трудом укомплектовали команду противников референдума. Мы решили все делать с юмором. У нас веселые баннеры, в стиле детских рисунков. Большой успех имела яичная акция. Наша птицефабрика «Пионерская» выпустила специальные яйца со штампом «все на референдум», всего 200 тыс. штук и цена на них на 20% меньше обычного, разницу дотируют местные предприниматели. Есть и рецепт омлета «Большая Камчатка», он достаточно прост: взять два маркированных яйца, добавить полную кружку уверенности в завтрашнем дне и поставить на плиту, омлет будет готов. Говорят, что люди стали чаще есть по утрам омлет. Реализация у фабрики поднялась на порядок. Сейчас яйца заказала Палана.
-- Как вы думаете, действительно ли объединенный край возглавит глава «Реновы» Виктор Вексельберг? И не изменили ли вы свое решение не претендовать на кресло объединенного региона?
-- Ну, до того, как будет решаться вопрос о губернаторе Камчатского края, еще два года, так что все еще может измениться. Г-н Вексельберг действительно обзавелся привлекательными активами, купленными, кстати, у бывшего губернатора Корякии Владимира Логинова. Теперь он будет добывать золото и платину в Корякии и на Камчатке. Еще я знаю о нем как о владельце яиц Фаберже. И все. Но я никогда не отказывался от кресла главы администрации края. Я не буду предлагать свою кандидатуру, но если мне предложат возглавить объединенный край, то я соглашусь.
-- Может быть, разумнее объединить все регионы Дальнего Востока в один субъект федерации -- Дальневосточную республику, как было в 20-х годах прошлого века, как об этом говорили и в начале 90-х годов?
-- Смысл в этом есть. В любом случае создание единого Камчатского края только первый шаг. Нам есть к чему стремиться.
-- Михаил Борисович, недавно вы встречались с президентом России. Какие вопросы обсуждались на этой встрече?
-- Большая часть беседы была посвящена референдуму, который пройдет 23 октября. Но мы говорили о проблемах, которые должны быть решены в результате объединения. Президент сказал: «Главная задача объединения -- создать лучшие условия жизни для людей, все должны быть уверены в лучшем завтра». Для этого нужно много вложить в экономику. Уже подготовлен указ президента «Об экономическом развитии Камчатки и Корякского автономного округа». Вернее, о поддержке экономики территорий. На днях он будет подписан, там решаются главные стратегические вопросы -- топливный и рыбный. Что касается Камчатской области, будет построен газопровод и мы перестанем покупать мазут с материка. На Западной Камчатке, в Соболевском районе, в 1986 году были найдены запасы газа, труба должна дойти до Петропавловска.
-- Но ведь теперь придется инвестировать в разработку месторождений?
-- Нет, там есть готовые скважины, разведочные, этого достаточно. Правительству России поручено помочь решить эту проблему. Проект оценивается в 250 млн долл., и нас уже не волнует, кто будет строить, важно -- что за счет федерального бюджета. Газа в итоге нам хватит на 20 лет как минимум. Ежегодно мы думаем использовать 1 млрд кубометров. Газ окажется недешевым, но цена будет стабильной. Не в пример мазуту -- только за полгода тонна топлива подорожала с 5600 до 9000 руб. ЖКХ сжигает 150 тыс. тонн мазута, а о большой энергетике я и не говорю. Кроме Камчатки и Корякии другого потребителя у этого газа нет, он несжижаемый.
-- А как вы собираетесь наводить порядок в рыбной отрасли?
-- Надо изменить условия прибрежного рыболовства, чтобы его выделили в отдельную составляющую. Предприниматели должны в обязательном порядке доставлять выловленную по квотам рыбу на береговые предприятия. Тогда можно будет контролировать отрасль. Сейчас 70% сырья продается в море, цены отследить нельзя, и бизнес пишет нулевую рентабельность. Сегодня рыбная отрасль уже устоялась, прекратились войны за корабли, теперь их уже избыток. В последние советские годы Камчатка добывала 1млн 300 тыс. тонн рыбы и морепродуктов. Сейчас мы едва выбираем лишь треть этого объема.
Беседовал Максим ГЛАДКИЙ