|
|
N°192, 17 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алонсо снял вопросы
Чемпион мира принес «Рено» Кубок конструкторов
Гонка на автодроме «Шанхай Интернэшнл» по сюжету получилась кратким описанием всего сезона. Если спустя несколько лет вам захочется освежить воспоминания об интереснейшем чемпионате 2005 года, то можно будет пересмотреть только последнюю гонку, повторившую все его перипетии. Скорость и надежность, везение и неудачи --все это было в заключительной гонке даже с некоторым перебором. Характерно и то, что, выиграв, Алонсо сравнял счет с Райкконеном по количеству побед в чемпионате. И теперь никто не бросит камень в испанца, заявляя, что чемпионом он стал только благодаря нелепой системе начисления очков, по которой победы уже не ценятся столь же высоко, как прежде.
Прощание с чемпионатом, во второй раз пришедшееся на Гран-при Китая, снова, как и год назад, получилось вдвойне грустным. Королевские гонки расставались сразу с четырьмя своими участниками -- «Заубером», «Джорданом», «Минарди» и БАР. Переход в руки новых владельцев означает смену не только руководства, но и названия, а порой даже места дислокации. Особенно обидно за первые три команды из этого черного списка, с которыми, похоже, навсегда уходит неповторимая атмосфера прошлого, когда большинство в паддоке принадлежало именно таким симпатичным частным конюшням. Большие деньги не оставляют шансов выжить «частникам». С прощальной речью от имени всех уходящих выступил, как всегда, многословный Эдди Джордан: «Грустный, очень грустный день. Мне повезло больше других, я побеждал в Гран-при, но эти воспоминания не доставляют удовольствия, когда мои друзья и коллеги вынуждены покидать «Формулу-1». Не хочу показаться озлобленным, но мне действительно жаль болельщиков. Чемпионат в этом году получился интересным, но ему нужны частные команды».
Как бы там ни было, но последние шесть мест по итогам квалификации заняли представители именно этих четырех команд. Лишь Филипе Масса из «Заубера», занявший 11-ю позицию, да не позволяющий себе опускаться до подобного уровня Дженсон Баттон (четвертый результат) из БАР скрасили горечь расставания для этой четверки. Уже непосредственно перед стартом, на прогревочном круге, произошла весьма символичная авария между «Феррари» и «Минарди», этими противоположностями, выражающими две стороны «Формулы-1»: блеск и, не побоимся этого слова, нищету. Случай беспрецедентный как по своей нелепости, так и по составу участников. Если Кристиану Альберсу, дебютанту из «Минарди», догнавшему медленно ползущую впереди «Феррари», можно найти хоть какое-то оправдание, то у семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера вряд ли найдется достойное объяснение, для чего нужно было устраивать проверку тормозов посреди трассы. Михаэлю в этот день лучше было вообще не садиться за руль. Закончил экс-чемпион столь же несуразно, как и начал: когда на трассе появилась машина безопасности, Шуми не удержал машину в повороте и оказался в гравии. «Я вылетел, потому что мои шины были полностью изношены, -- объяснил Михаэль. -- К тому же они не прогревались. Когда впереди меня затормозили, я тоже должен был затормозить, и меня развернуло».
В этот момент показалось, что Шумахер может распрощаться с надеждой сохранить за собой третье место в личном зачете чемпионата. Его 62 очка не выглядели дальним ориентиром для Монтойи (60 очков) и Физикеллы (53). Однако фортуна показала, что в этом сезоне умеет криво улыбаться не только Шумахеру-старшему. Монтойя по ходу чемпионата тоже немало выстрадал от капризов этой переменчивой особы. В Шанхае мучения продолжились. Машина безопасности, послужившая причиной вылета «Феррари», появилась на трассе как раз после прокола колеса на «Макларене» Монтойи, который он заработал, наехав на острый край развалившегося поребрика.
Сход Монтойи практически отдавал Кубок конструкторов в руки шефа «Рено» Флавио Бриаторе. Кими Райкконен, хоть и провел очередную великолепную гонку, показав лучшее время круга, справиться с надежной тактикой Алонсо не сумел. К тому же в «Макларен», проиграв квалификацию (оба пилота «Рено» заняли переднюю линию стартового поля), могли уповать только на идеально разработанную стратегию дозаправок, которая уже не раз выручала «серебряных». Но все планы Райкконена и его штаба спутали два появления на трассе машины безопасности. Во второй раз работа для нее нашлась после эффектной аварии Нараина Картикеяна, чья машина после удара об отбойник рассыпалась в мелкий порошок. Все направились на пит-стоп, при этом Физикелла повторил маневр, исполненный гонщиками «Макларена» в Бельгии. Тогда лидировавшие Райкконен и Монтойя устроили маленькую пробку на въезде на пит-лейн, что позволила механикам команды обслужить обе машины быстрее соперников. Дважды такой трюк судьи решили не спускать с рук, чтобы не создавать опасных прецедентов. И Физикелла отправился на штрафной проезд по пит-лейн, что позволило Михаэлю Шумахеру сохранить третье место.
В седьмой раз пересекая первым финишную черту, Фернандо Алонсо запел бессмертный хит Фреди Меркьюри We are the champions, закончив чемпионат на мажорной ноте.
Дмитрий СИТНИК