|
|
N°192, 17 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чем хуже -- тем дороже
Минэкономразвития придумало, как повысить качество российского бензина
Правительство пытается придумать, что сделать, чтобы после истечения сроков заморозки бензиновых цен в начале следующего года эти цены не подскочили до небес. Вслед за развернувшейся на уровне правительства дискуссией по способам сдерживания цен на нефть на внутреннем рынке с развернутой концепцией реформы налогообложения нефтянки выступил зачинщик полемики -- Министерство экономического развития и торговли. В пятницу МЭРТ обнародовало перечень мер по установлению более адекватного контроля за уровнем цен на нефтепродукты.
Как заявил журналистам директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Кирилл Андросов, акцент будет делаться на стимулировании разработки новых месторождений, изменении акцизной политики и оптимизации трубопроводной системы «Транснефти».
Как и в большинстве нефтедобывающих стран, в России, вполне вероятно, будут снижены акцизы на высококачественное топливо и повышены -- на низкопробный бензин. Логика тут проста: выпуск низкосортной продукции должен облагаться более высокими налогами. Эту меру стимулирования производства и потребления в России более качественного бензина, по расчетам МЭРТ, вполне возможно реализовать уже в следующем году. А чтобы у потребителей было еще больше стимулов для покупки качественного топлива, Минэкономразвития лоббирует установление четких сроков перехода на стандарты евро-3 и евро-4 при эксплуатации автомобилей.
С технической точки зрения изменить акцизы действительно намного проще, чем провести дифференциацию ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от выработанности месторождений и качества добываемой нефти, о чем идут безрезультатные дискуссии уже четвертый год.
Отдельные льготы МЭРТ предлагает предоставить экспортерам «тяжелой» нефти, добываемой со старых месторождений, а именно «Татнефти» и «Башнефти». Для них на ограниченное время могут быть введены льготы по НДПИ. Такая мера, по словам г-на Андросова, простимулирует компании увеличивать инвестиции в улучшение качества нефти или в строительство предприятий нефтепереработки, что позволит повысить общее качество российской смеси. А если удастся улучшить такие параметры экспортируемой нефти, как плотность, вязкость и сернистость, это в свою очередь даст возможность «требовать дооценки стоимости российской нефти на мировых товарных рынках», уверен чиновник.
К тому же для повышения качества российской нефти, по словам г-на Андросова, необходимо изменить систему логистики «Транснефти», у которой, по его мнению, есть возможности и резервы для оптимизации трубопроводной системы. У "Транснефти", по его словам, есть выделенные каналы для нефти только высокого качества, но есть и резерв по расширению этих каналов. Как предлагает МЭРТ, часть татарской нефти может быть направлена на нефтехимию, часть выделена в транспортный поток, где будет смешиваться с более легкой и качественной западносибирской нефтью.
Уже в следующем году, по словам чиновника Минэкономразвития, в России может появиться и биржа нефтепродуктов. Правда, что будет представлять собой биржевая торговля нефтепродуктами в России, Кирилл Андросов не пояснил. Сказал только, что это должна быть мера, при которой «будет более выгодной добыча качественной нефти и менее выгодной -- добыча некачественной».
Ирина СКЛЯРОВА