|
|
N°192, 17 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спасение по-русски
Олег Вьюгин в одиночку не удержит эмитентов в России
Спасение национальных финансовых рынков от вымирания стало своего рода визитной карточкой главы ФСФР Олега Вьюгина. В течение последнего года он без устали взывает и к госчиновникам, и к инвестбанкирам, и к собственникам компаний принимать совместные меры для того, чтобы прекратить бегство российских активов на иностранные торговые площадки. На днях ФСФР представит в правительство свою концепцию развития финансовых рынков. Эксперты считают этот документ очень своевременным и полезным, но его принятие правительством, впрочем, не гарантирует достижения главной цели -- создания в России сильных финансовых рынков. Поскольку до сих пор не решена самая важная причина, стимулирующая бегство капитала из страны, -- гарантия прав собственности. А это выходит за рамки возможностей финансового регулятора.
Напомним, еще осенью прошлого года, спустя полгода после образования ФСФР, ее руководитель Олег Вьюгин, выступая на заседании правительства, заявил о возможном уничтожении национального фондового рынка, основная причина тому -- бегство российских компаний на иностранные торговые площадки. Тогда же премьер Фрадков и предложил регулятору разработать концепцию, выполнение которой позволит сохранить национальные финансовые рынки. Ее суть -- создание законодательной базы, которая защищала бы права инвесторов, способствовала улучшению инфраструктуры рынка. Предполагается, что благодаря этим мерам эмитентам станет выгодно держать свои активы на отечественном фондовом рынке.
«Опасения Вьюгина вполне понятны. Капитал уходит на Запад, акции все большего и большего количества российских компаний торгуются в виде ADR (сейчас объемы торгов российских акций на ММВБ и РТС в несколько раз меньше, чем обороты ADR наших компаний за границей. -- Ред.). Если такая тенденция сохранится, то это негативно отразится на национальной экономике», -- говорит исполнительный директор ИК «Антанта Капитал» Евгений Коган.
Одна из основных задач подготовленного документа -- «прижать» компании, желающих вывести свои активы за границу. Поэтому ФСФР и предлагает правительству ввести ряд ограничений, согласно которым российская компания, прежде чем размещать свои бумаги за рубежом, должна сделать сначала публичное предложение своих ценных бумаг в России как минимум на 20%.
Скандальное размещение «Пятерочки» (ритейлор не захотел проводить даже номинального листинга в России и разместил ADR в Лондоне от имени своего голландского офшора) подвигло регулятора разработать законопроект, согласно которому иностранная компания, чьи активы не менее чем на 75% являются российскими, должна получать разрешение от ФСФР на размещение своих ценных бумаг за границей.
Кроме того, по мнению регулятора, создание российских депозитарных расписок для иностранных компаний позволит вернуть на отечественный рынок хотя бы часть уведенных активов. А также привлечь в Россию бумаги компаний ближнего зарубежья, которые сейчас торгуются в США и Канаде.
И хотя официально участники рынка горячо поддерживают все начинания регулятора, однако в кулуарах высказывают весьма скептическое отношение к возможности сделать российские торговые площадки значительно более комфортными. «Даже при самом благоприятном развитии рынка ощутимые результаты мы получим не ранее чем через пять-семь лет. Пока же законопроекты не приняты, будут ли они реально работать, тоже пока непонятно», -- говорят инвестбанкиры и продолжают помогать своим клиентам организовывать IPO за границей.
Отношение государства к судьбе национального фондового рынка было продемонстрировано в начале осени, когда глава МЭРТ Герман Греф предложил продать части госпакетов акций КамАЗа, Дальневосточного морского пароходства и «Роснефти» на западных биржах. И хотя впоследствии министр поправился, заявив, что нужно развивать и российские торговые площадки, «проводя размещения и там и там» (в России и за границей), осадок, как говорится, остался.
Для создания полноценных финансовых рынков недостаточно построить приличную инфраструктуру, принять ряд нужных, но имеющих локальное влияние законопроектов. Основная проблема для инвесторов -- защита прав собственности в стране -- выходит за рамки компетенции ФСФР, решать ее надо на куда более высоком уровне. Похвально, конечно, что налоговые и правоохранительные органы так активно борются с легализаций «грязных» денег, сокрытием доходов и т.д., однако они редко задумываются о том, как их действия могут отразиться на инвестиционном климате. «Многие западные инвесторы, с которыми я работаю, не торопятся увеличивать свои вложения в Россию из-за «сюрпризов» со стороны налоговых органов. Для иностранцев важно, чтобы власть и бизнес играли на одной стороне, а у нас это не так», -- говорит Коган.
Да и постепенный переход частного капитала под управление государства также вряд ли радует инвесторов. Ведь крупные конгломераты монополистического толка не заинтересованы в развитии финансовых рынков. Им нужны крупные заимствования, которые можно получить за границей. Так что какие меры ни предпринимала бы ФСФР, они вряд ли смогут оказать существенное влияние, если не будет реальной заинтересованности властей в развитии финансовых рынков.
Наталья РОМАНОВА