|
|
N°191, 14 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из какого сора
«Изгнанные дьяволом» на московских экранах
В наш прокат фильм «Изгнанные дьяволом» выходит как вторая часть «Дома 1000 трупов» -- позапрошлогоднего дебюта рок-музыканта Роба Зомби в области художественного кино. Это справедливо лишь отчасти: хотя в новый фильм перекочевали многие старые герои (кто невероятным образом умудрился выжить) и действие происходит всего несколько месяцев спустя после устроенной в «Доме» кровавой бани, это все-таки совсем другое кино. Вместо блистательного фарса, предельно черной комедии -- настоящая «козлиная песнь», трагедия в едва ли не античном понимании.
Итак, 18 мая 1978 года, в день, когда все прогрессивное человечество отмечало день рождения поэта Сулеймана Стальского, у техасского шерифа Уайдела были дела поважнее. Вместе со своими подручными он предпринял осаду фермы, на которой буднично готовились к очередным злодеяниям члены семьи Файерфлаев, которых небезосновательно подозревают в огромном количестве убийств. Арест этих типов по определению не мог не закончиться большой кровью -- так и случилось. Но трое Файерфлаев сумели сбежать, довольно скоро к ним присоединился еще один родственник, Капитан Сполдинг, и несвятое семейство отправились наматывать техасские мили на кардан старого рыдвана, раскручивая то, что в рекламном слогане фильма названо «историей убийства, зверства и мести».
Слоган этот не случайно напоминает уже классическое «громокипящее неистовство отмщения», что украшало плакаты второй серии «Убить Билла». Картины Зомби и Тарантино и вправду похожи, в первую очередь тем, что это «фильмы о любимых фильмах». И если к боевикам про кунг-фу Роб Зомби, судя по всему, равнодушен, то уж киноужасы четвертьвековой давности явно любит искренне, упоенно и, можно сказать, профессионально. Не просто набивает кадр легко считываемыми цитатами, но мыслит точно так же, как его кумиры. Это стало понятно еще по «Дому 1000 трупов»: в одном из мало кем отмеченных эпизодов, шурша, взметались осенние листья, потревоженные автомобильным колесом, и становилось невероятно жутко от ощущения непонятного дежа вю. Только спустя неожиданно долгие секунды приходило понимание: точно так же много лет назад вели себя под колесами листья в начале хрестоматийного «Хеллоуина» Джона Карпентера. Но у Зомби они шуршат не просто «так же», но и «затем же». Не буквой, но духом, пускай и нечистым.
Есть, конечно, немало отсылок и более буквального свойства, чаще всего на уровне чисто физиономическом: в небольших ролях по ходу действия «Изгнанных» на экране появляются многие знаковые персонажи -- Майкл Берриман, Джинджер Линн Аллен, Стив Рейлсбек, Джеффри Льюис и прочие личности, прекрасно знакомые всем тем, кто в видеопрокатах не ограничивался только стойкой с последними новинками, а координатором трюков здесь и вовсе выступил не кто иной, как Кен Ходдер, игравший Джейсона Вурхиза в нескольких сериях «Пятницы, 13». Но лента не оборачивается капустником, не скатывается в несложную викторину в духе Уэса Крейвена: «а ну-ка, дружок, угадай, какой фильм ужасов я цитирую на этот раз». Здесь все по-настоящему, от сердца -- пусть и кажется то и дело, что сердце это давно уже хранится на захламленной полке в стеклянной посудине вместе с другими трофеями какого-то маньяка. И поэтому, несмотря на то, что «Изганные дьяволом» -- фильм довольно неаппетитный, отталкивающий, рассчитанный в первую очередь на подготовленного зрителя, смотреть его необходимо.
Потому что если и есть сейчас на свете настоящее кино, снятое с абсолютным чувством профессии, искренней любовью и парадоксальной тонкостью, то это как раз оно. Ужасное с виду, шокирующее запредельной жестокостью, неопрятным видом и откровенной грубостью (на данный момент «Изгнанные дьяволом» стали рекордсменом по частоте произнесения с экрана самого знаменитого англоязычного ругательства -- давно понятное всем без перевода слово из четырех букв произносится за полтора часа целых 560 раз), но... Кто же, с другой стороны, виноват, что счастливым обладателем истинного дара оказался не благовоспитанный производитель сентиментальных комедий, а странный татуированный человек со спутанными дредами на голове и в неизменной пиратской шляпе?
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ