|
|
N°189, 12 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Информация к размышлениям
Михаил Фрадков отрекся от собственной экономической программы
Премьер Михаил Фрадков вчера в Мурманске фактически отрекся от развернутой экономической программы, содержащей комплекс "дополнительных мер" по удвоению ВВП и размещенной в субботу на сайте правительства (газета «Время новостей» подробно анализировала эту программу в номерах от 10 и 11 октября). Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», г-н Фрадков подчеркнул, что программа -- это лишь «дополнительный импульс» к более активной работе министерств и ведомств -- в частности, Минэкономразвития -- по поиску путей ускорения экономического роста, социально-экономического развития страны. Именно поэтому проблемы, затронутые в «дополнительных мерах», носят, по словам премьера, «обсуждаемый характер». А поручения, содержащиеся в документе, по словам премьера, лишь "рекомендации". Такое объяснение выглядит по меньшей мере удивительным: поручения второго лица в государстве никак не могут быть рекомендациями, необязательными для исполнения министрами.
Премьер, как выяснилось, еще не готов ставить точку в активно ведущихся в правительстве с начала года спорах о возможности снижения НДС с 18 до 13%. В «дополнительных мерах» такой шаг им было предложено сделать с 2007 года. Однако вчера г-н Фрадков вдруг пошел на попятный. «Как можно принять окончательное решение по столь сложному политизированному вопросу? Точки над i не расставлены», -- заявил в Мурманске премьер-министр.
Главный противник снижения НДС министр финансов Алексей Кудрин теперь может чувствовать себя спокойно. Ему не нужно будет наступать на горло собственной песне и готовить законопроект, урезающий доходы бюджета. Ему предстоят лишь новые дискуссии, в ходе которых министр может, как и ранее, успешно противиться налоговой инициативе премьера, мотивируя невозможность радикального снижения НДС невосполнимыми потерями бюджета.
Впрочем, сам премьер, судя по всему, все же не настроен на новую длительную дискуссию. Для себя он уже расставил точки над i, полагая, что снижение НДС -- позитивное решение. «Бизнес воспримет его как положительный сигнал», -- сказал он. Выпадающие из бюджета доходы от такого снижения НДС, на взгляд главы правительства, будут компенсированы за счет увеличения производства и расширения налоговой базы, а также благодаря общему улучшению инвестиционного климата в стране.
Аналогична ситуация по банкам, которые предполагалось создать согласно программе г-на Фрадкова. Это экспортно-импортный банк на базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка, а также Российский банк развития (он, правда, существует, но в подписанных премьером документах предполагается существенно увеличить уставной капитал). Но «эти решения не приняты, это предложения для активной работы», уточнил вчера г-н Фрадков.
Последние два дня премьер-министр пытался обнаружить потенциальные точки экономического роста в отдельно взятом регионе -- Мурманской области. Похоже, их удалось нащупать в ходе нескольких совещаний, на которых обсуждались самые разные проблемы -- от развития Мурманского транспортного узла и освоения шельфа Баренцева моря до повышения эффективности добычи морских ресурсов и разграничения полномочий между уровнями власти. Правда, чтобы потенциальные точки роста превратились в реальные, необходимо, судя по остроте споров представителей региональных и федеральных властей, очень постараться. На прямой вопрос премьера, выходит ли область на удвоение валового регионального продукта, губернатор Юрий Евдокимов без обиняков заявил, что без развития Мурманского транспортного узла, основными составляющими которого являются морской порт и строительство второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода (принадлежит СУАЛу), не выходит.
Первая составляющая экономического роста Мурманской области без сомнения полностью поддерживается федеральной властью. Дело в том, что Министерство транспорта считает морской порт в Мурманске наиболее перспективным в России, учитывая ограниченную пропускную способность черноморских и балтийских проливов и недостающую развитость инфраструктуры портов Дальнего Востока. Уже сейчас совокупный оборот Мурманского порта превысил уровень конца 80-х годов прошлого века. В 2004 году он доведен до 24 млн тонн. И это явно не предел. На западном, пока не освоенном берегу Кольского залива предполагается построить комплекс по перегрузке угля, перевозки контейнеров, а также три комплекса по перегрузке нефти и нефтепродуктов с глубоководным причалом, способным принять супертанкеры водоизмещением более 250 тыс. тонн. А в итоге к 2015 году грузооборот порта должен возрасти в два, а то и в три раза.
Впрочем, подобный рост грузооборота станет возможным, только если порт будет привлекателен для бизнеса и сюда пойдут грузы, прежде всего большие объемы нефти и угля. В этом случае к западному берегу Кольского залива будет проложена 27-километровая железнодорожная ветка. Причем министр транспорта Игорь Левитин сказал, что это строительство стоимостью 6 млрд руб. можно было бы осуществить в том числе за счет средств инвестиционного фонда. (Кроме того, г-н Левитин, которого поддержал глава ОАО «Российские железные дороги" Владимир Якунин, предложил рассмотреть вопрос создания в российских портах свободных экономических зон, что позволит им конкурировать в том числе с точки зрения перевалки транзитных грузов с портами сопредельных стран после вступления России в ВТО).
Проект строительства второй очереди алюминиевого завода, напротив, в Москве поддержки пока не нашел. В ответ на обвинения главы региона Юрия Евдокимова в неоправданных проволочках со стороны федеральных министерств и ведомств чиновники, прибывшие с премьером из Москвы, утверждали, что проект не проработан. Например, руководитель «Росатома» Александр Румянцев пояснил г-ну Фрадкову, что разработчики проекта предполагают получать электроэнергию для завода на Кольской атомной электростанции, причем по цене ниже себестоимости. «Это вопрос переговоров», -- парировал г-н Евдокимов.
«Я хочу знать, кто держит проект на федеральном уровне, -- не выдержал премьер. -- Долго мы ждать не можем решения вопроса, определяющего экономический рост области». По его словам, необходимо как можно быстрее дать руководству области конкретный ответ -- нужно здесь строить алюминиевый завод (его мощность, как предполагается, составит более 200 тыс. тонн алюминия в год) или нет.
Впрочем, в ходе рабочей поездки премьера выяснилось, что под угрозой не только перспективный с точки зрения руководства области проект строительства завода, но и вполне успешно действующее производство. Оказывается, налоговые органы, ссылаясь на дело ЮКОСа, выдвинули претензии на 5,3 млрд руб. за 2001 год к градообразующему для двух городов (Апатиты и Кировск) горно-обогатительному предприятию «Апатит». Более того, как сообщил на совещании с участием премьера генеральный директор ОАО «Апатит» Алексей Григорьев, 7 октября налоговики приостановили операции по всем счетам предприятия. Остановка «Апатита», который снабжает теплом весь прилегающий район, в условиях приближающейся зимы, предупредил г-н Григорьев, грозит не только экономическими, но и социальными потрясениями. Кроме того, остановится более десятка потребителей апатитного концентрата в России. "Остановка «Апатита» будет катастрофой экономического, технологического, экологического и социального характера», -- заявил гендиректор предприятия, отметив, что реально и возникновение проблем с выплатой зарплаты работникам предприятия.
Г-н Григорьев был услышан. Правда, слово взял не премьер. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов обещал разобраться и переговорить на эту тему с главой Федеральной налоговой службы Анатолием Сердюковым. Премьер позже сказал журналистам, что «дал поручение Шаталову по возвращении оперативно разобраться с этим». При этом г-н Фрадков отметил, что вопрос должен решаться в процессе судебного разбирательства. Пока же ничто не помешало фискальным органам прекратить операции по счетам предприятия.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Мурманск