|
|
N°187, 10 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обогащение МАГАТЭ
Премию мира разделят пополам агентство и его директор
Международная премия мира присуждена Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) и ее гендиректору египтянину Мухаммаду аль-Барадеи. Это решение стало признанием того, что в последние годы агентство играет важную роль не только в технических вопросах, касающихся ядерной энергии, но и в мировой политике.
МАГАТЭ существует с 1957 года, в организацию входят 139 стран. Г-н аль-Барадеи возглавил МАГАТЭ в 1997 году, сменив на этом посту шведа Ханса Бликса. Накануне американского вторжения в Ирак в марте 2003 года аль-Барадеи утверждал, что у Багдада нет секретных программ, направленных на создание ядерного оружия. Сдержанно относится глава МАГАТЭ и к обвинениям в адрес Ирана. Его доклады по ядерным программам Тегерана не раз разочаровывали Вашингтон, который убежден, что Иран стремится получить ядерное оружие.
Такая самостоятельность гендиректора МАГАТЭ едва не стоила ему поста. С конца прошлого года Вашингтон пытался не допустить его переизбрания на третий срок, но отступил от своих планов, оказавшись в явном меньшинстве.
В решении норвежского Нобелевского комитета некоторые усмотрели урок американцам -- в современном мире проблемы не решаются силовыми методами. Не скрывала своего удовлетворения этим выбором Москва. «Исключительно правильным» назвал решение Нобелевского комитета помощник президента РФ Сергей Приходько. «С Мухаммадом аль-Барадеи Россия всегда сотрудничала, его доклады, выводы и подходы мы всегда поддерживали и будем поддерживать», -- подчеркнул г-н Приходько. А глава «Росатома» Александр Румянцев высказал «Времени новостей» мнение, что заслужить столь высокую оценку деятельности МАГАТЭ и ее гендиректору помогли страны -- члены агентства, особенно такие активные, как Россия.
Действительно, призывы г-на аль-Барадеи решать сложнейшие мировые проблемы без поспешных действий полностью разделяет Москва.
Показателем служит и пример Ирана. Россия до последнего пыталась не допустить принятия на последнем совете управляющих МАГАТЭ в Вене 24 сентября резолюции, делающей возможной передачу «иранского ядерного досье» в Совет Безопасности ООН, с перспективой введения санкций против Тегерана. Против принятия подобной резолюции был и гендиректор МАГАТЭ. Тем не менее он и его агентство добиваются сейчас от Ирана прекращения работ, связанных с обогащением урана.
За день до решения Нобелевского комитета г-н аль-Барадеи находился в Москве. Несмотря на частный характер визита, он встретился и с главой российского МИДа Сергеем Лавровым, и с главой «Росатома» Александром Румянцевым. Среди прочих обсуждался и вопрос, как решить кризис вокруг Ирана дипломатическим путем. Решать сложные проблемы путем переговоров 63-летнему Мухаммаду аль-Барадеи помогает его дипломатический опыт -- он 20 лет проработал в МИД Египта, а в 1984 году перешел в МАГАТЭ.
Мухаммад аль-Барадеи ожидал решения Нобелевского комитета перед телевизором у себя дома в Вене вместе с женой Аидой. Она преподает в Международной школе в Вене. У них есть взрослые сын и дочь. Премия в размере 1,29 млн долл. будет вручена 10 декабря в Осло. Ее поровну поделят между собой г-н аль-Барадеи и МАГАТЭ. Премия мира вручается с 1901 года. На этот раз на нее претендовали 199 кандидатов. Среди аутсайдеров были Тони Блэр и Джордж Буш (норвежский парламентарий выдвинул их за «вклад в борьбу с терроризмом»), Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили (их предложили американские сенаторы Хиллари Клинтон и Джон Маккейн за «экстраординарную приверженность миру»). Но главным претендентом на премию считались аль-Барадеи и МАГАТЭ. Среди фаворитов были американцы сенатор Ричард Лугар и бывший сенатор Сэм Нанн (за программу уничтожения ядерных запасов России), японская Конфедерация жертв ядерных бомбардировок и финн Мартти Ахтисаари, который посредничал в переговорах властей с сепаратистами на индонезийском острове Суматра.
Андрей ЗЛОБИН