Время новостей
     N°187, 10 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2005
Премьер взял ВВП в свои руки
У Михаила Фрадкова появилась собственная экономическая программа
Михаилу Фрадкову, похоже, надоело ждать, пока министры выработают меры, способствующие выводу темпов роста на траекторию удвоения ВВП за десятилетие. Тем более, что на все подобные призывы премьер слышал в разных интерпретациях один и тот же ответ: «это невозможно». Видимо, окончательно разуверившись в способности подчиненных выполнить указание президента, зафиксированное еще в послании Федеральному собранию в 2002 году, г-н Фрадков решил сделать это самостоятельно (точнее, с помощью чиновников аппарата Белого дома).

Вечером в субботу на интернет-сайте правительства неожиданно были опубликованы «Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста». Сообщается, что они выработаны по итогам состоявшегося 30 сентября заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при российском правительстве. Опубликовано также поручение премьера министерствам и ведомствам принять эти меры к исполнению. По оценкам правительственных экспертов, суммарный эффект от выполнения одобренных премьером мер может составить дополнительно до 1,5% ВВП к 2008 году.

Несмотря на "дополнительный" характер, документ выглядит как вполне самостоятельная программа действий премьера Фрадкова по развитию несырьевого сектора -- речь идет о налоговой системе, инновациях, поддержке экспорта, финансовой инфраструктуре ипотеки и пр. А ведь именно за отсутствие "экономического лица" главу кабинета и критиковали со всех сторон. Теперь, похоже, он определился по многим принципиальным экономическим вопросам, споры вокруг которых, в том числе внутри самого правительства, шли уже много месяцев. Причем острота этих споров позволяла говорить о расколе в кабинете министров, а также о неспособности самого Михаила Фрадкова наладить эффективную работу правительства и, тем более, обеспечить опережающий экономический рост. Но только сейчас, спустя полтора года после въезда в главный кабинет Белого дома, г-н Фрадков посчитал себя готовым прекратить подобные разговоры.

К этому его, без сомнения, подтолкнула ситуация, характеризующаяся падением темпов экономического роста при беспрецедентно высоких ценах на нефть - главный товар российского экспорта, а также при колоссальных поступлениях в бюджет и стабилизационный фонд за счет нефтяного экспорта. (Напомним, что по прогнозам МЭРТ рост ВВП по итогам 2005 года составит, в лучшем случае, около 6%. Экономисты же давно подсчитали, что для удвоения ВВП за десятилетие ежегодные темпы роста должны составлять минимум 7,2%).

Кроме того, за минувшие полтора года г-н Фрадков, что называется, набрал аппаратный вес, отсутствие которого не позволяло ему чувствовать себя в своей тарелке во время дискуссий с правительственными сторожилами, например, главой Минфина Алексеем Кудриным и руководителем МЭРТ Германом Грефом. Тем более, что они всегда имели прямой доступ к президенту, и периодически пользовались этим преимуществом в противовес премьеру.

Опубликованные в субботу документы призваны продемонстрировать, что Михаил Фрадков уже не тот премьер, каким был еще недавно. Он уже не просит у министров проанализировать возможности принятия того или иного решения, а дает им прямые поручения выполнить то, что считает нужным. Включая и то, чему они категорически противились. На сухом языке бюрократии речь идет о подготовке десятка законопроектов, нескольких постановлений и решений правительства, обновлении совместной с ЦБ стратегии развития банковского сектора.

Г-ну Кудрину, например, предстоит подготовить федеральный закон о снижении ставки НДС с 18% до 13%. Эту радикальную меру в начале года предложил заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. Премьер сначала поддержал своего подчиненного (НДС предполагалось снизить с 2006 года), но затем под давлением гг. Кудрина и Грефа от этой идеи отказался. Впрочем, дав понять, что точки над «i» ставить рано. Тем более, что предпринимательское сообщество продолжало настаивать на снижении налога (наиболее активно эту меру лоббировал Олег Дерипаска).

Теперь премьер предполагает снизить налог с 2007 года. Соответствующие расчеты главы Минфина и МЭРТа должны представить в правительство уже через две недели. По подсчетам белодомовских экспертов, увеличение темпов роста за счет снижения НДС может составить 0,5 процентных пункта. А выпадающие доходы, уверены в Белом доме, будут частично компенсированы за счет реализации новых проектов, выхода бизнеса из тени и увеличения налогооблагаемой базы.

Кроме того, «дополнительные меры» предполагают упрощение порядка возмещения НДС и давно дискутируемую в правительстве дифференциацию ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Интересно, что в документе отмечается: ставка налога в числе прочего должна зависеть и от возможности и условий поставки нефти на внешний и внутренний рынок. Иными словами, если нефть будет продаваться внутри России, ставка НДПИ будет ниже. До сих пор этот вариант дифференциации чиновники почти не рассматривали: как уверяют представители Минпромэнерго, эту идею сложно претворить в жизнь. Ведь налог платит добывающая компания, которая еще не знает, куда потечет добытая нефть.

Также за две недели министры Греф, Кудрин и Христенко должны представить в правительство расчеты, позволяющие бизнесменам покупать или брать в аренду земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся их предприятия, по минимальным ценам. То есть не более 20% от кадастровой стоимости участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше 3 млн. человек, и не более 2% для участков, расположенных в другой местности.

Предполагается продлить на три года срок обязательного переоформления права пользования земельными участками. Дело в том, что предельный срок для переоформления истекает 1 января 2006 года. Однако пока переоформлено менее 25% земельных участков, поскольку для большинства предприятий нынешние выкупные цены и арендная плата являются, мягко говоря, финансово обременительными. На это неоднократно обращало внимание бизнес-сообщество. Владимир Путин на съездах РСПП дважды обещал поддержать бизнес в этом вопросе. Но на практике дело не сдвинулось.

Ряд поручений премьера касается поддержки несырьевого экспорта и банковского сектора. Причем поручения эти из разряда сенсационных. Во-первых, на базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка предполагается создать экспортно-импортный банк России с капитализацией в 30 млрд руб., что будет соответствовать размеру капитала аналогичных зарубежных банковских структур. Кроме того, в правительстве считают целесообразным увеличить уставной капитал Российского банка развития примерно до 25-30 млрд рублей, который должен стать инструментом финансирования и осуществления проектов по стимулированию научно-технического прогресса, совершенствованию отраслевой структуры экономики, реализации социальных задач в таких сферах, как образование и здравоохранение.

В «дополнительных мерах» не обойдены вниманием и проблемы транспортной инфраструктуры. В частности, предлагается рассмотреть возможность организации на территории морских портов производства и переработки продукции в режиме свободной таможенной зоны (такая зона предусматривает ряд налоговых льгот), введения на территории морских портов режима свободной таможенной зоны.

Отдельных разделов удостоились также поручения и предложения, связанные с развитием инновационной сферы, рынка недвижимости, территориальных производственных кластеров. А для повышения прозрачности судопроизводства (раздел «Снижение административных барьеров») предлагается публиковать все без исключения решения, принимаемые судебными органами, в том числе в интернете.

Не секрет, что многие эксперты, комментируя выступление Владимира Путина 5 сентября перед руководителями правительства и Федерального собрания, в ходе которого он объявил о важных социальных инициативах, затруднились в оценках того, как эти инициативы подкреплены экономически. Некоторым показалось, что не хватало экономической составляющей -- постановки задач, реализация которых позволила бы не только ускорить рост, но и заместить или, правильнее сказать, дополнить нефтяные доходы финансовыми поступлениями от других отраслей. Это, в частности, обезопасило бы новые многомиллиардные социальные расходы от резкого падения цен на нефтяном рынке. Не будет преувеличением сказать, что охват проблем и масштаб поручений позволяет подписанным Михаилом Фрадковым документам претендовать на роль экономической составляющей «социального» послания президента.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Андрей ДЕНИСОВ