Время новостей
     N°187, 10 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2005
Медленный "вихрь-антитеррор"
За год после трагедии в Беслане Дума так и не успела залатать законодательные дыры в системе безопасности
В ближайшее время Госдума обещает плотно заняться борьбой с терроризмом. Потому что этот законодательный приоритет явно упущен депутатами.

Больше года назад после трагедии в Беслане думский комитет по безопасности разработал пакет из 44 законопроектов на антитеррористическую тему. В числе наиболее значимых инициатив был законопроект «О противодействии терроризму», а также документы, посвященные авиационной безопасности, участию граждан в обеспечении общественного порядка, проблемам денежного содержания правоохранительных структур и т.д. Одновременно и президент предложил свою концепцию борьбы с терроризмом, которая заключалась в отмене прямых губернаторских выборов, переходе на пропорциональную систему выборов в Госдуму и создании Общественной палаты.

Президентские законодательные инициативы были одобрены Думой весьма оперативно. Был также принят ряд небольших поправок в Уголовный, Административный кодексы, закон «О внешней разведке». В основном они касались уточнения некоторых понятий вроде «мирового терроризма» и «контртеррористической операции». В то же время большинство базовых законопроектов думского комитета по безопасности до сих пор окончательно не принято. Или принято, но требует, по мнению законодателей, серьезной доработки.

Такова ситуация с законом об авиационной безопасности, который был одобрен парламентом прошлой зимой. В конце минувшей недели думский комитет по безопасности провел выездное заседание в московском аэропорту Домодедово, где обсудил возможные поправки в документ. «Закон принимался по поручению президента достаточно спешно, -- объяснил журналистам после заседания председатель комитета Владимир Васильев. -- Мы обсудили, как его можно доработать, и приняли решение ускорить внесение в Госдуму дополнительных законопроектов. Необходимо решить вопросы государственного регулирования авиации особого назначения, определить порядок утилизации предметов, запрещенных к перевозке. Также необходимо внести в Уголовный кодекс статью об ответственности сотрудников безопасности аэропортов за халатность».

Говоря о новых правилах досмотра пассажиров, г-н Васильев отметил: «Я говорил с людьми в аэропорту, они не испытывают дискомфорта из-за того, что их заставляют снимать обувь». А потом добавил: «Лично я, когда меня разувают, не чувствую себя уязвленно. Я даже начинаю думать, что плохо, когда не разувают».

Независимый депутат Евгений Ройзман рассказал корреспонденту «Времени новостей», что на заседании комитета было также принято решение направить парламентский запрос на имя премьер-министра Михаила Фрадкова с просьбой разъяснить, почему не работает закон. Кроме того, постоянно звучала мысль о том, что нам нужно перенимать израильский опыт построения системы авиационной безопасности.

В ближайшее время Дума продолжит работу над законом «О противодействии терроризму», разработанном при активном участии спецслужб и принятом в первом чтении еще в конце прошлого года. Заместитель председателя комитета по безопасности Виктор Илюхин сообщил корреспонденту «Времени новостей»: «Комитет готов рассматривать поправки на ближайшем заседании, после чего мы будем рекомендовать Думе принять закон и во втором чтении».

По словам источника «Времени новостей» в комитете по безопасности, проволочка в работе над документом была связана с одним из самых спорных его положений -- о введении режима террористической опасности. Изначально в тексте закона говорилось, что режим вводится по инициативе премьер-министра России или руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта федерации при получении информации о возможной подготовке или угрозе террористической акции. Эта норма вызвала острое неприятие общественности, ведь таким образом любой руководитель региона легко сможет ограничивать митинги и демонстрации под предлогом якобы имеющейся у него информации о возможном теракте. Спорное положение было изъято из текста закона. В свою очередь депутаты предлагали вариант, при котором постановление о введении режима террористической опасности принималось бы гласно -- региональным или федеральным парламентом. Однако потом мнение власти изменилось, и норма о келейном введении режима террористической опасности вернулась в текст закона. Возможно, не последнюю роль здесь сыграла серия «цветных революций» в сопредельных государствах.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
//  читайте тему  //  Трагедия в Беслане