|
|
N°186, 07 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гибкий аэробус
Концерн EADS отказался от господдержки проекта создания нового самолета
Сегодня, как ожидается, наблюдательный совет немецко-французского оборонно-космического концерна EADS объявит об официальном старте амбициозного проекта по созданию аэробуса нового поколения А-350. При этом концерн намерен отказаться от использования государственных субсидий в этом проекте, что ликвидировало последний барьер на пути к старту А-350: в 2004 году разгорелся финансовый спор между Брюсселем и Вашингтоном относительно способов кредитования и выделения государственных субсидий европейскому самолету А-350 и его заокеанскому конкуренту Boeing-787. Обе стороны изложили свои претензии во взаимных жалобах в ВТО, и с тех пор комиссар по торговле ЕС так и не достиг примирительного соглашения со своим американским коллегой. Цена вопроса, как считает руководство Boeing, такова: в этом секторе авиатехники в ближайшие 20 лет возникнет спрос на 25 тыс. новых машин общей стоимостью 2 трлн долл. Иными словами, речь идет о крупнейшем споре в ВТО за всю историю этой организации.
США обвиняют создателей проекта аэробуса А-350 в использовании крупных финансовых вливаний со стороны ЕС и его отдельных стран-участниц. Стоимость разработки новой машины оценивается в 4,4 млрд долл., 1,5 млрд из которых предполагалось возложить на плечи правительств Германии, Франции, Великобритании и Испании. Со своей стороны европейцы обвиняют своих американских коллег-конкурентов в получении госдотаций в размере 5 млрд долл. на разработку Boeing-787. Вдобавок к этому американским авиастроителям оказывается косвенная поддержка со стороны федерального правительства США за счет размещения многомиллиардных заказов на производство вооружений. Dreamliner («лайнер мечты»), как окрестили в Америке создаваемый Boeing-787, должен поступить в серийное производство к 2008 году -- на два года раньше аэробуса А-350.
Решение относительно отказа (хотя бы и временного) от привлеченного финансирования проекта аэробуса А-350 выглядит весьма неожиданным. Ведь еще менее месяца назад главы концерна EADS -- немец Том Эндерс и француз Ноэль Форжар -- в совместном интервью Financial Times уповали на необходимость государственных субсидий для успешного старта проекта нового европейского аэробуса. «Тем самым справедливость предстоящих договоренностей с США не будет подвергнута опасности», -- заявлял г-н Эндерс. Но до настоящего момента у EADS не прибавилось ни госбюджетных денег, ни согласия со своим заокеанским конкурентом. Ничего пока также не получилось и с дотациями правительства Великобритании -- у него Airbus пытался заполучить на проект аэробуса 380 млн фунтов.
Концерн EADS, похоже, собирается опираться на собственную финансовую мощь. Его представитель на днях хотя и не подтвердил, что EADS смог бы самостоятельно финансировать новый аэробус, но тем не менее дал понять, что концерн намерен проявить в этом вопросе «гибкость». Она будет заключаться в том, что концерн будет обходиться без возвратных кредитов из стран -- участниц проекта: Германии, Франции, Великобритании и Испании. Тем самым EADS хотя бы на некоторое время сдержит дальнейшую эскалацию спора с американским конкурентом. И в какой-то степени сохранит честь мундира: своим отказом концерн упреждает готовящееся совместное заявление этих стран относительно их готовности рассмотреть вопросы кредитования лишь после старта самого проекта. Впрочем, французы были готовы начать кредитовать проект создания А-350 уже в ближайшее время. Но, как сообщила вчера La Tribune, Франция приняла решение не выплачивать деньги «сразу»: «Мы хотим настоящих переговоров между Европой и США, -- приводит газета слова французского министра транспорта Доминика Пербена. -- Реализация этих будущих поддержек произойдет не сразу». В госбюджете на 2006 год, подчеркнул министр, чтобы не быть голословным, такие выплаты не предусмотрены.
Юрий ШПАКОВ, Берлин