|
|
N°186, 07 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия дорогая
Иностранцы не хотят приезжать к нам из-за высоких накладных расходов
Россия теряет привлекательность для иностранных туристов из-за сложностей с оформлением виз и дороговизны. Об этом вчера заявил председатель Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. Ссылаясь на результаты опроса 115 туркомпаний, принимающих иностранцев в 27 регионах России, г-н Шпилько заявил, что вопреки распространенному мнению зарубежных гостей отпугивают от нашей страны не террористические акты и не криминал. Опрошенные туроператоры поставили эти проблемы на седьмое и десятое место соответственно среди тридцати "причин, препятствующих развитию въездного туризма". А на первые места по зловредности они выдвинули проблемы экономического характера: рост цен на туристические услуги, недостаточность зарубежной рекламы туристических возможностей России, дефицит современных гостиниц среднего класса.
Г-н Шпилько подчеркнул, что большинство из проблем российского въездного туризма "находится в прямой компетенции государства". Особенно резко глава РСТ раскритиковал практику оформления российских виз иностранным туристам. Надо, правда, отметить, что туроператоры назвали эту проблему 11-й по значимости, т.е. еще более безобидной, чем российский криминал. Тем не менее факты, приведенные г-ном Шпилько и вице-президентом РСТ, президентом компании "КМП-групп" Владимиром Канторовичем, весьма наглядны. Например, сообщил г-н Канторович, Франция взимает за оформление краткосрочных туристических виз россиянам по 35 евро. Российские консульства берут с французов за то же самое от 70 до 400 евро. Израильская виза обходится российскому гражданину в 17 долл. А российская израильтянину -- от 90 до 140 долларов.
В результате одни только консульские формальности при поездке в Россию стоят западному туристу столько же, сколько экономичный тур в страны Восточной Европы, которые вообще не требуют виз от гостей из развитых стран.
Руководитель комитета по въездному туризму РСТ, генеральный директор компании "Академсервис" Леонид Исакович назвал "новые" туристические направления в Европе (Чехию, Венгрию, страны Прибалтики) главными конкурентами России на международном рынке. "Понятно, что на сегодняшний день мы проигрываем им конкурентную борьбу, -- признал г-н Исакович. -- И с каждым годом это отставание все труднее будет наверстать".
Г-н Шпилько с горечью напомнил, что о грядущем сокращении въезда иностранцев в Россию "РСТ предупреждал еще три года назад, когда все было хорошо". Теперь пришло время пророчеству сбыться. Собственно, число иностранных туристов в России редеет уже несколько лет подряд. Г-н Шпилько привел пограничную статистику. В 2004 году количество прибытий интуристов уменьшилось на 9,2% по сравнению с 2003 годом. А в первом полугодии 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года их стало меньше на 10,6%.
Но еще важнее, по словам главы РСТ, качественный показатель. В предыдущие годы снижение въездной статистики происходило за счет гостей из традиционных стран "челночной торговли" -- Польши, Финляндии, Китая. Но данные первой половины этого года, сообщил г-н Шпилько, показывают, что у нас впервые пошел на убыль полноценный турист-западноевропеец, а количество гостей из некоторых других стран, в том числе Японии, стоит на месте.
Надо сказать, что госчиновники признают обоснованность беспокойства РСТ. 30 сентября, выступая на «круглом столе» в Совете Федерации, о том же самом говорил руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский. Он упоминал те же самые причины: неповоротливость визовой службы, скупость госфинансирования рекламных кампаний России за рубежом, рост цен на турпродукт.
Михаил КУКУШКИН