|
|
N°182, 03 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В ответе за тех, кого защитили
Адвокаты Ходорковского не боятся за свой статус
Федеральная регистрационная служба Минюста по представлению Генпрокуратуры продолжает тщательнейшим образом проверять адвокатов осужденного на восемь лет колонии экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. В минувшую пятницу «Росрегистрация» объявила было, что обвинения в нарушении адвокатской этики половины защитников олигарха необоснованны. Но в тот же день по неизвестным причинам поспешила взять свои слова обратно, решив перепроверить все «более внимательно». Сами «объекты проверки» лишиться своего статуса ничуть не боятся и даже уверены, что новая инициатива Генпрокуратуры сыграет им на руку.
Вопрос о лишении статуса всех адвокатов Ходорковского, за исключением Генриха Падвы, был поставлен еще во время заседания Мосгорсуда по рассмотрению кассационной жалобы на приговор Мещанского суда. 22 сентября сильно измененный приговор Ходорковскому и Лебедеву по решению вышестоящей инстанции вступил в силу. При этом несмотря на то, что осужденных в результате оправдали почти в половине преступлений, которые Мещанский суд счел полностью доказанными, срок наказания снизился лишь на один год -- с девяти до восьми лет лишения свободы. Довольная таким исходом дела, Генпрокуратура на следующий день громогласно заявила, что передала в «Росрегистрацию» представление об имеющихся у нее сведениях нарушения адвокатами их профессиональной деятельности. Сторона обвинения устами официального представителя Генпрокуратуры Натальи Вишняковой заявила, что адвокаты вопреки воле клиента отказались представлять его интересы в Мосгорсуде и по этой причине заседание кассационной инстанции сильно затянулось.
23 сентября Московская адвокатская палата возбудила дисциплинарное производство в отношении адвокатов Антона Дреля, Елены Левиной, Дениса Дятлева, Карины Москаленко, Игоря Михеева, Альберта Мкртычева и Владимира Сергеева. А дело адвоката Юрия Шмита было отправлено на рассмотрение в управление «Росрегистрации» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (поскольку зарегистрирован он там).
Пока представители «Росрегистрации» путаются в показаниях относительно того, есть ли в действиях гг. Михеева, Сергеева, Мкртычева и г-жи Москаленко нарушения, чреватые лишением адвокатского статуса, сами защитники выглядят довольно спокойно. То, что именно Генпрокуратура -- их непосредственный оппонент в уголовной эпопее ЮКОСа -- стала инициатором гонений защитников Ходорковского, по их мнению, станет еще одним подтверждением их правоты в глазах российской и мировой общественности.
Не остался в стороне и сам осужденный Михаил Ходорковский. В минувший четверг из стен Матросской Тишины он распространил очередное философское письмо о судьбах страны. «В кремлевской обойме не оказалось ни единого человека, способного сразиться со мною -- простым заключенным Ходорковским -- в открытом и честном политическом бою. И потому власть отправляет меня на восемь лет в лагеря. Опозорив себя перед всем миром скандальным фарсом под названием «Процесс над Ходорковским и Лебедевым», Кремль вымещает злобу на моих защитниках. Их хотят лишить адвокатского статуса. Ни одна не то что сильная, а просто уважающая себя власть не поступила бы таким образом», -- говорится в послании именитого заключенного.
Адвокат Юрий Шмидт в беседе с корреспондентом «Времени новостей» отметил, что не считает нужным комментировать соответствующие действия Генпрокуратуры и «Росрегистрации». «Все, что я сейчас скажу, они могут рассматривать как оправдание. А оправдываться в чем бы то ни было я не намерен», -- заявил г-н Шмидт, который ни на минуту не сомневается в том, что и его коллеги, и он сам честно и профессионально выполняли свой долг по защите Ходорковского и попрекнуть их не в чем. Более того, он не собирается вести какие бы то ни было переговоры с представителями «Росрегистрации». «Я не намерен с ними разговаривать. Я к ним просто не пойду. А своим коллегам из адвокатской палаты я дам письменные объяснения, которые займут не больше чем полстраницы, -- заявил адвокат Шмидт. -- Могу предположить, что действия чиновников направлены на то, чтобы вернуть адвокатуру в подчиненное и забитое состояние, в котором она находилась в советское время. Инициаторы этого процесса хотят переключить внимание с этой трагикомедии правосудия и обвинить во всем адвокатов. Это очень разумно для людей, которые не признают ни законов, ни прав человека».
Екатерина БУТОРИНА