|
|
N°181, 30 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каски наголо
Грузия решила избавиться от российских миротворцев
Вчера Грузия предупредила, что собирается пересмотреть подход к деятельности российских миротворцев на своей территории. В откровенно ультимативной форме впервые были обозначены даты завершения их присутствия. Если Москва срочно не обеспечит прогресс в урегулировании конфликтов между Тбилиси и двумя мятежными республиками, то российская миротворческая миссия в Южной Осетии прервется 10 февраля 2006 года, в Абхазии -- 1 июля 2006 года.
Ультиматум озвучила председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе. Заодно она поручила правительству до 1 декабря 2005 года выработать «дорожную карту» процесса детального урегулирования в Абхазии и Южной Осетии. Соответствующее постановление парламент утвердит на ближайшей сессии в начале октября.
Нынешняя форма деятельности Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта была определена соглашением, подписанным президентами России и Грузии 24 июня 1992 года в Дагомысе. Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава заявил на пресс-конференции в Москве, что ее пересмотр произойдет «не сегодня, но, возможно, завтра». «Российские миротворцы фактически отказались исполнять свой мандат», -- объявил г-н Хаиндрава.
Этому заявлению предшествовала длящаяся уже десять дней волна обвинений со стороны Тбилиси. 20 сентября Южная Осетия отпраздновала 15-летие провозглашения независимости и провела военный парад. Аналогичные мероприятия проводились там и в прежние годы. Но на этот раз Грузия решила не закрывать глаза на то, что парад военной техники в Цхинвали нарушает дагомысские договоренности.
Во время парада в Цхинвали командующий «голубыми касками» генерал-майор Марат Кулахметов держался демонстративно обособленно и признавал в беседах с журналистами, что происходящее носит незаконный характер. Миротворцы и наблюдатели ОБСЕ проследили, чтобы проследовавшая по центру Цхинвали бронетехника незамедлительно вышла за пределы зоны их ответственности. Раздражение Тбилиси по поводу пассивности миротворцев (предполагалось, что они перекроют технике путь в Цхинвали и конфискуют ее у южноосетинской стороны) многократно возросло после того, как грузинскую сторону обвинили в минометном обстреле столицы Южной Осетии вечером праздничного дня 20 сентября. Тогда ранения получили десять человек, в том числе дети.
Зона ответственности ССПМ, очерченная дагомысским соглашением, охватывает кусок земли размером примерно 100 на 50 км. В рамках уникальной миротворческой операции, начатой 14 июля 1992 года, в наведении порядка участвуют бывшие противники: в ССПМ входят грузинский и югоосетинский батальоны. Стержнем сил является российский батальон, общее командование миротворцами осуществляет Россия. Каждый четверг в штабе миротворцев в Цхинвали на совещаниях решают оперативные вопросы, вплоть до бытовых споров грузин и осетин. В зоне конфликта мозаично перемешаны грузинские и осетинские села, и любая соседская ссора может привести к вооруженному противостоянию.
В каждом батальоне может быть до 500 военнослужащих. Грузин сейчас вдвое меньше: ведь помимо миссии в Южной Осетии Грузия несет тяжелое бремя миротворчества в Ираке и Косово. Осетинский батальон должен комплектоваться Северной Осетией. Но на деле в нем давно уже служат осетины южные, имеющие гражданство России. В Тбилиси утверждают, что Южная Осетия через миротворческий батальон фактически ведет подготовку собственных регулярных вооруженных сил.
Сейчас миротворцы дислоцированы на 23 заставах: грузины на пяти, у россиян и осетин по девять застав на каждый батальон. В зону конфликта не должно попадать вооружение, не допускается и создание отрядов боевиков. Военные Южной Осетии проводят учения в Джавском районе на полигоне Угарданта, расположенном вне зоны конфликта. Но Тбилиси считает незаконным само существование министерства обороны Южной Осетии, так как республика непризнанная и по определению собственного оборонного ведомства иметь не может.
Сопредседатель Совместной контрольной комиссии от Южной Осетии Борис Чочиев пояснил «Времени новостей», что по дагомысскому и последующим соглашениям миротворцы должны оставаться в зоне конфликта до полномасштабного политического урегулирования. Однако механизм их вывода или замены в условиях хронической неурегулированности не был прописан.
Что же остается делать сторонникам территориальной целостности Грузии, если Тбилиси предлагает Южной Осетии максимальные права в едином государстве, а Цхинвали упорно настаивает на независимости? «Я считаю, что Шеварднадзе изначально ошибся, подписав в Дагомысе невыгодное и недальновидное для нас соглашение. Вот сейчас и приходится расхлебывать и искать выходы, -- заявил «Времени новостей» глава грузинского правительства в начале 1990-х Тенгиз Сигуа. -- Шеварднадзе многое тогда делал, ни с кем не советуясь, ни о чем не спрашивая. Конфликт заморозили, но как же идти дальше? Годы идут, подвижек нет».
По форме нынешнее жесткое политическое наступление официального Тбилиси на миротворцев повторяет недавний опыт выдавливания из Грузии российских военных баз. Нынешние грузинские власти любят добиваться результатов в сжатые сроки. В Тбилиси весьма воодушевлены тем, что за считаные месяцы удалось продвинуться от угроз объявить вне закона российские военные базы до достигнутого в мае соглашения о полном выводе российских войск в 2008 году. Теперь аналогичная атака предпринята против миротворцев в Южной Осетии и Абхазии. В Тбилиси полагают, что в тени «голубых касок» непризнанные республики крепят свою государственность при снисходительном или благосклонном отношении Москвы.
Аналогии со сценарием выдворения из Грузии российских военных баз очевидны. Бросается в глаза решительность Нино Бурджанадзе, приложившей в начале года немало сил для мобилизации грузинского парламента на борьбу с российским военным присутствием. На днях Михаил Саакашвили сообщил Евросоюзу: «Есть все признаки того, что Россия осуществила аннексию (Абхазии и Южной Осетии. -- Ред.)». При этом президент Грузии предложил Москве отозвать из Южной Осетии прибывших туда за последнее время из различных регионов России ключевых руководителей непризнанной республики -- премьер-министра, министра обороны, председателя КГБ.
Госминистр Георгий Хаиндрава полагает, что «Россия открыто поддерживает и вооружает сепаратистские режимы». Следовательно, к процессу урегулирования грузино-югоосетинского конфликта «должны быть подключены нейтральные, дружественные страны». Вопрос участия США в переговорах по Южной Осетии, как уверяют в Тбилиси, практически решен.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси