|
|
N°175, 22 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он в беде не бросит, лишнего не спросит
Нового прокурора в Екатеринбурге встретили с радостью
В Свердловской области появился новый глава прокуратуры -- третий за неполный год. Во вторник приказом генерального прокурора России Владимира Устинова должность руководителя региональной прокуратуры занял 50-летний Павел Кукушкин, до июля нынешнего года возглавлявший Кировскую областную прокуратуру.
На Среднем Урале г-н Кукушкин появился весьма странным образом -- в середине лета, когда свердловский прокурор Александр Шайков неожиданно отправил генпрокурору Владимиру Устинову свое заявление. В пресс-службе прокуратуры заявляли, что это всего лишь просьба об отпуске, и подтверждали свои слова отсутствием шефа на рабочем месте. Между тем неофициально сотрудники областной прокуратуры признавались: г-н Шайков подал рапорт об увольнении.
Называлась даже причина такого шага -- конфликт с заместителем генпрокурора Юрием Золотовым, курирующим работу органов надзора в Уральском федеральном округе. По словам высокопоставленного сотрудника областной прокуратуры, приехавший в декабре прошлого года в Екатеринбург из Владимира Александр Шайков отказался подчиняться г-ну Золотову, посчитав себя подотчетным только самому генпрокурору. Эта позиция не понравилась уральскому наместнику Владимира Устинова, и он приложил все усилия для замены строптивого руководителя. На это ушло чуть больше 200 дней -- с конца прошлой недели г-н Шайков возглавляет прокуратуру Кировской области.
Стоит отметить, что замена прокурора радует не только Юрия Золотова. Довольна также свердловская политическая и экономическая элита. Александр Шайков развил в регионе невероятно активную деятельность. Если в конце прошлого года, когда со своей должности был снят прокурор области Борис Кузнецов, в органе надзора практически не было громких уголовных дел, то уже к нынешнему лету прокуратура стала одним из основных ньюсмейкеров. За зиму следователи нанесли несколько серьезных ударов по уральской организованной преступности, натурально обезглавив три основных преступных сообщества: «уралмашевцев», «Центр» и «синих».
Одновременно с этим началась кампания по борьбе с собственниками заводов, не выплачивающих зарплаты рабочим, появились дела в отношении мэров городов, сотрудников администрации Екатеринбурга и бизнесменов, близких к областным властям. Такая гиперактивность некогда спокойного и покладистого ведомства не могла не насторожить свердловскую элиту. Именно поэтому Павла Кукушкина в Екатеринбурге встречают с радостью. Давая свое согласие на его назначение, губернатор области Эдуард Россель объявил, что г-н Кукушкин для него знакомый и понятный человек. Долгое время нынешний областной прокурор работал в транспортной прокуратуре Среднего Урала.
С его появлением многие связывают надежды на восстановление мира и спокойствия. Первые заявления Павла Кукушкина подтверждают эти ожидания. В понедельник на встрече с депутатами свердловского законодательного собрания, предварявшей его утверждение на парламентском заседании, тогда еще и.о. прокурора рассказал о судьбе наиболее громких уголовных дел. В частности, о смерти лидера уралмашевского сообщества Александра Хабарова. По версии предыдущего прокурора, глава группировки был убит в СИЗО №1 и прокуратура должна найти виновных. Новый прокурор уже объявил, что произошедшее в камере изолятора скорее всего самоубийство и нет оснований добиваться расследования наследства Александра Шайкова. Прокомментировал новый прокурор и частую смену руководителей прокуратуры. По его словам, Генпрокуратура обеспокоена крайне низким средним возрастом свердловских подчиненных (25--30 лет) и теперь подыскивает им умелого руководителя, который бы смог повысить квалификацию сотрудников.
Правда, тут же он сделал еще целый ряд заявлений, которые заставляют первых лиц региона с опаской смотреть на прокуратуру. В частности, г-н Кукушкин пообещал довести до конца дело в отношении сотрудников мэрии Екатеринбурга, которое может привести к новым расследованиям, где фигурантами станут уже министры свердловского правительства. С другой стороны, далеко не все громкие слова высокопоставленных прокуроров в России подтверждаются уголовными делами.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург