Время новостей
     N°174, 21 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.09.2005
Кто заказывал музыку
Московская консерватория отстаивает права на уникальность
Вчера в кабинете недавно избранного ректора Московской консерватории Тиграна Алиханова состоялась пресс-конференция, посвященная началу 140-го учебного года и первого года новой ректорской пятилетки. Предполагалось, что разговор пойдет о концертно-просветительской деятельности консерватории (запущено пять серий абонементов), об издательских и научных программах. Однако сразу после того как ректор Алиханов и проректор по научной работе Елена Сорокина представили пять серий абонементных концертов, сказав, что просветительская деятельность в этом учебном заведении превыше всего, им пришлось отвечать на вопросы журналистов о результатах проверки консерватории Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Накануне слухи о жестких формулировках и скандальных выводах, содержащихся в отчете «Роскультуры», взбудоражили общественность. Заговорили о правомерности выдачи выпускникам консерватории дипломов государственного образца. А также о том, какую роль эта проверка играет в официально погашенном конфликте экс-министра культуры Михаила Швыдкого и нынешнего министра, экс-ректора консерватории Александра Соколова. На пресс-конференции Тигран Алиханов подтвердил, что проверка проводилась в июле -- в самый разгар сезона отпусков. Напомним, что именно тогда и конфликт Швыдкого и Соколова был в самой острой фазе.

Еще в понедельник оба высказались по поводу слухов в сдержанно-примирительном духе. Г-н Соколов объяснил, что поскольку речь идет о выявленных нарушениях в 2002--2005 годах (то есть именно тогда, когда он руководил консерваторией), комментировать результаты проверки он отказывается. А дипломы консерватории -- это выше всего, что только может быть. Г-н Швыдкой в свою очередь рассказал, что проверка проводилась по просьбе Алиханова: чтобы начать работу, тому требовалось понять, на каком он свете.

То же рассказал и сам Алиханов. По его словам, он действительно инициировал проверку и предложил провести ее как можно скорее -- то есть в сентябре, но не ожидал, что скорости будут настолько высокими. Федеральное агентство пришло в июле. Весь цокольный этаж с журналами, позволяющими делать выводы о преподавательской нагрузке, и прочей документацией, был недоступен -- начался ремонт учебного корпуса консерватории. Ректор выразил благодарность за то, что нарушения обнаружены: надо ведь что-то делать, и важно понять, что именно. Но выводы о том, что два поколения выпускников проходили обучение с грубейшим нарушением законов, следовательно, их дипломы сомнительны, удручают и удивляют: «Значит, например, Денис Мацуев -- он самоучка, что ли?!»

По мнению ректора, главной проблемой являются не выводы (они носят рекомендательный характер), а сама проблема взаимоотношений общегосударственных стандартов и уникального вуза. Как сказала проректор г-жа Сорокина, сама функция Московской консерватории заключается в опережении стандартов, выработке новых правил, программ, нормативов и т.д. «А их документальное оформление -- это действительно наше уязвимое место».

На вопрос, как чувствует себя консерватория, ставшая заложницей конфликта между чиновниками г-жа Сорокина ответила в том духе, что лучше бы действующие лица разбирались сами. «А мы только можем продолжать работать!» -- поддержал ее ректор.

Кажется, руководство вуза больше волнует процесс присоединения России к Болонской конвенции, согласно которой после трех лет обучения в вузе студент получает диплом бакалавра, и только 10--15% бакалавров могут претендовать на дальнейшее бесплатное обучение в магистратуре. Гг. Алиханов и Сорокина объяснили, что будут бороться даже не за то, чтобы консерватория могла подладиться под конвенцию, а чтобы конвенция была адаптирована к консерватории. «Конвенция не так догматична, как это себе представляют! Что касается бакалавров, мы принимаем их на первый курс», -- заметила проректор и добавила, что в октябре в Санкт-Петербурге пройдет симпозиум, на котором столичные вузы попытаются добиваться того, чтобы система осталась прежней, а всем выпускникам присваивалась бы степень магистра.

Таким образом, консерватория, обвиненная в сомнительности выдаваемых дипломов, настроена вполне боевито и намерена и далее сохранять свою уникальность. Даже если последняя не будет вписываться в отмеренные государством рамки.

Юлия БЕДЕРОВА