|
|
N°173, 20 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иллюзия согласия
Пхеньян обещал отказаться от атома
Растянувшиеся на два года переговоры по ядерному кризису на Корейском полуострове завершились вчера принятием важного совместного заявления. Северокорейский лидер Ким Чен Ир дал долгожданное обещание отказаться от атомного оружия и закрыть все ядерные программы. Начиная с августа 2003 года дипломаты из двух Корей, Китая, России, США и Японии провели четыре раунда встреч. Они пытались снять противоречия между Пхеньяном, объявившим о работе над военной атомной программой, и Вашингтоном, наотрез отказавшим Северной Корее в праве на развитие ядерной отрасли.
Глава российской дипломатии Сергей Лавров охарактеризовал соглашение как "крупный успех", добавив, что главное -- "обеспечить воплощение этих договоренностей в жизнь". Президент США Джордж Буш также приветствовал соглашение, но подчеркнул, что выполнение Пхеньяном условий этой договоренности должно быть "проверяемым". КНДР обещала в возможно короткие сроки вернуться в режим Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и пустить в страну инспекторов МАГАТЭ, изгнанных в 2002 году.
США и их союзники тревожатся из-за непредсказуемости Пхеньяна, способного перечеркнуть любое соглашение. Во вчерашней договоренности заложены идеи поэтапного движения к безъядерной Корее и принцип "обязательство в обмен на обязательство, действие в обмен на действие". КНДР и США обязались "уважать суверенитет друг друга, мирно сосуществовать и предпринимать шаги по нормализации отношений".
Вашингтон, традиционно не подтверждающий и не отрицающий наличия своего ядерного оружия на территории зарубежных государств, письменно заверил Пхеньян, что "не располагает ядерным оружием на Корейском полуострове". И что "США не намерены нападать или вторгаться в КНДР с использованием ядерного или обычного оружия". Южная Корея также заявила об отсутствии ядерного оружия на своей территории и подтвердила свое обязательство не получать и не размещать его. Впрочем, Ким Чен Ир должен поверить этому на слово: он никогда не добьется разрешения на инспекции военных баз США в Южной Корее.
Главной темой торга на переговорах было право КНДР на мирный атом, чему противились США. Тем не менее пять стран -- собеседников КНДР заявили о согласии "в надлежащее время" обсудить вопрос о поставке в Северную Корею атомного реактора на легкой воде, непригодного для получения ядерных материалов в военных нуждах. Расплывчатый характер обещания оставляет американцам возможность отложить наступление этого «времени» на годы.
Член-корреспондент РАН Василий Михеев в интервью "Времени новостей" сказал, что Ким Чен Иру удалось навязать свою логику дипломатической борьбы: "У КНДР есть ядерная программа, но, на мой взгляд, нет возможности создать ядерное оружие. Пхеньян продал воздух в виде обещания вернуться в ДНЯО и МАГАТЭ взамен на экономические и политические дивиденды".
В 1994 году Пхеньян уже подписывал с американцами соглашение о замораживании ядерной деятельности. Тогда США, Япония и Южная Корея даже начали в Северной Корее строительство двух легководных реакторов. Но в 2002 году президент Буш причислил КНДР к "оси зла", прекратил поставки мазута, служившего альтернативным источником энергии, и обвинил Пхеньян в обогащении урана в немирных целях. План постройки легководных реакторов был похоронен.
Вчера глава «Росатома» Александр Румянцев заметил, что "если дипломаты договорятся", то Россия "могла бы организовать" в КНДР проект АЭС. Г-н Румянцев напомнил, что связи с северокорейскими атомщиками "прервались более десяти лет назад и Россию не допускали к активному знакомству с их планами". Но глава российской делегации на пекинских переговорах замминистра иностранных дел Александр Алексеев пояснил, что Москва не может оказывать энергетическое содействие КНДР без ее возвращения "в режимы нераспространения". Если Россия и будет что-то делать, то лишь "вместе с другими участниками шестистороннего процесса". Следующий раунд шестисторонних переговоров в Пекине запланирован на начало ноября.
Александр САМОХОТКИН, Александр ТИМОФЕЕВ