|
|
N°173, 20 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайская грамота
В регионах не понимают, что такое особые экономические зоны
Очередным этапом дальневосточного турне министра экономического развития Германа Грефа вчера стала столица Амурской области город Благовещенск. Через реку Амур хорошо видно китайский город Хай-Хе, процветающий благодаря существующей с 1992 года особой экономической зоне. Благодаря этой зоне, как рассказывают люди в Благовещенске, за 15 лет город преобразился. А в самом Благовещенске вся центральная улица сплошь состоит из казино и щитов с китайскими вывесками.
Вчера, в первый день приема заявок от регионов на создание особых экономических зон, губернатор Амурской области Леонид Коротков лично передал заявку министру Грефу. Тот, правда, честно признал: «Мы не понимаем, чего вы хотите». Действительно, в заявке на создание промышленно-производственной зоны (по закону в них можно будет производить только товары высокой переработки) предусмотрены некие «трансграничные функции».
Один из чиновников МЭРТ пожаловался корреспонденту «Времени новостей», что на Амуре, похоже, путают «особо экономическую зону» и «зону свободной торговли». «Они рассчитывают с помощью зоны легализовать свои «серые» экспортно-импортные схемы», -- предполагает чиновник. При этом что будет производиться в зоне, до сих пор непонятно. Даже деньги на технико-экономическое обоснование администрация области просит у федерального бюджета.
Гораздо более масштабный и понятный проект -- строительство Нижнебурейской ГЭС. Введение в полном объеме Бурейской ГЭС не за горами. В ноябре состоится открытие 4-го блока. В окончательном варианте блоков будет шесть, так что уже даже появились опасения, куда девать излишки электроэнергии. Строительство еще одной ГЭС возможно только при наличии крупного покупателя. Сторонники строительства, естественно, смотрят через Амур. На бурно развивающийся Китай. Однако строительство объекта под покупателя-монополиста может привести к тому, что такой покупатель начнет диктовать условия. Министр Греф напомнил о неудачном примере страхования подобных рисков по поставкам газа в Турцию. Однако сказал, что «наличие монопотребителя не отрицает сам проект, но повышает требования по надежности юридического оформления».
Другой масштабный проект на территории Амурской области -- федеральная трасса Чита--Хабаровск. Она должна быть построена в 2010 году. Однако, как сказал г-н Греф, если финансирование будет идти такими же темпами, то, по оценке Минтранса, дорогу можно будет закончить на год раньше. По словам заместителя министра транспорта Александра Мишарина, в 2008 году предполагается закончить укладку насыпного покрытия, а в 2010-м -- асфальтового.
Правда, увлекшись реализацией на своей территории мегапроекта, амурские власти совершенно позабыли о менее эффектном, но не менее значимом сегменте экономики -- малом бизнесе. На проходившем этим летом конкурсе по распределению федеральных средств на поддержку малого предпринимательства от Амурской области не поступило ни одной заявки. При том, что по конкурсу так и не удалось распределить все запланированные в бюджете средства. «Мы вам деньги предлагаем, а вы не берете», -- возмутился г-н Греф. Что не помешало амурским властям попросить денег на самые разные проекты, включая строительство ТЭС в Благовещенске. «Я таких прецедентов не знаю, чтобы муниципальные проблемы финансировались за счет федерального бюджета, -- изумился министр экономического развития, поинтересовавшись у амурских руководителей: --Вы хотите чтобы мы все за вас построили, может, нам и за китайцев все построить?» Ответа не последовало.
Продолжение темы -- на стр. 4
Вера СИТНИНА, Благовещенск