|
|
N°172, 19 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поисках коалиции
В Германии нет очевидных победителей голосования
Германия еще не знала таких драматичных парламентских выборов. «Разочарование, отрезвление» - такими словами оценил премьер-министр федеральной земли Тюрингия, христианский демократ Дитер Альтхаус их первые итоги. Избирательный блок ХДС/ХСС не достиг заветной цели: сформировать «черно-желтое» коалиционное правительство. Христианские демократы («черные»), получившие по данным первых опросов с избирательных участков не более 37% голосов и свободные демократы («желтые») с их 10,5% - не будут обладать в бундестаге большинством. Такого результата христианским демократам недостаточно для «смены власти», хотя эту амбициозную цель они ставили в ходе подготовки к выборам.
Но и правящие социал-демократы в коалиции с партией «зеленых» не смогли совершить «предвыборный рывок», за который агитировал канцлер Герхард Шредер. Когда в «Доме Вилли Брандта», центре социал-демократии в Берлине, с мониторов прозвучали первые оценочные результаты голсования, большинство собравшихся реагировали с полной растерянностью. Социал-демократы на федеральном уровне получили, по первым опросам, лишь 33,2% голосов избирателей - это самый плохой результат, которого добивалась эта старейшая и крупнейшая политическая партия Германии с 1957 года.
Первые неофициальные итоги выборов позволяют сделать главный вывод: судьба «красно-зеленого» правительства канцлера Герхарда Шредера предрешена. При этом неизбежны непростые переговоры о широкой коалиции. Возможно, христианским демократам и свободным демократам удастся перетянуть на свою сторону «зеленых» - нынешних партнеров социал-демократов в правительстве Шредера.
Наиболее разумным решением при таком результате остается создание правительства «большой коалиции», в которое войдут ХДС/ХСС и даже СДПГ, а также другие готовые к этому шагу партии. До последнего момента Ангела Меркель и Герхард Шредер «исключали» такой союз на правительственном уровне. Однако вчерашние результаты все могут изменить. Так, вчера вечером премьер-министр земли Гессен Роланд Кох из Христианско-демократической партии уже «допускал» и такую возможность. «Ведь мы же живем в демократическом обществе, - сказал он. - Поэтому должны делать то, чего от нас ждут наши избиратели».
Наконец, вчера поздно вечером и Герхард Шредер, выступая в штаб-квартире своей партии в Берлине, допустил возможность коалиционных переговоров со всеми партиями, кроме новых красных, то есть новой "Левой партии демократического социализма (ПДС)", преодолевшей, скорее всего, 5-процентный барьер. Шредер, таким образом, впервые прозрачно намекнул на возможность большой коалиции. Да и вообще он смело заявил поздно вечером: "В любом случае, главой правительства буду я". Как он собирается это сделать, пока остается загадкой.
Как бы то ни было, представители всех вышеупомянутых партий поделят между собой места в бундестаге. Остальные многочисленные «малые партии», а в общей сложности это около 20 партий, получили лишь 4,0% голосов избирателей.
Борьба была столь острой, что вчера немцы все еще пребывали в неведении относительно партии-победительницы и, соответственно, политической судьбы двух основных кандидатов в канцлеры - социал-демократа (СДПГ) Герхарда Шредера и христианского демократа (ХДС/ХСС) Ангелы Меркель.
Избирательные участки закрылись в Германии в 18 часов, и сразу стало ясно, что избиратели были более активны по сравнению с 2002 годом, когда на избирательные участки пришло 79,1% имеющих право голоса. Всего правом принять участие в досрочных парламентских выборах обладали 61,9 миллионов немцев. Показательно, что около 20 - 25% избирателей накануне голосования либо не имели четких предпочтений. Результаты к сегодняшнему утру еще могли измениться.
Коалиционный торг еще впереди, накануне же предвыборные страсти достигли такого небывалого накала, что обе противоборствующие стороны в субботу нарушили действовавшее прежде джентльменское соглашение о прекращении любой агитационной деятельности за день-два до выборов. И Шредер, и Меркель в субботу продолжали активную агитацию.
Юрий ШПАКОВ, Берлин