|
|
N°167, 12 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Защита вслепую
Озабоченные судьбами сирот депутаты не замечают насилия в семьях
Депутаты Госдумы подключились к кампании по защите прав усыновленных иностранцами российских детей. Остается надеяться, что вслед за этим, безусловно, благородным порывом последуют не менее решительные меры, направленные на защиту прав детей уже в самой России. И депутаты, обеспокоенные, по их словам, судьбами 64 тыс. маленьких россиян, усыновленных иностранцами, вспомнят о десятках тысяч детей, остающихся в России и реально страдающих от голода, холода и жестокого обращения не приемных, а родных родителей.
В конце минувшей недели законодатели направили парламентский запрос председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову, в котором потребовали принятия неотложных мер в области международного усыновления. В частности, депутаты настаивают на срочном заключении нашей страной двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления. «При отсутствии механизма госконтроля за соблюдением прав и законных интересов усыновленных детей государство не может достаточно защитить своих граждан за пределами РФ», -- говорится в принятом в пятницу документе. Свою обеспокоенность судьбами сирот парламентарии объяснили случаями физического насилия со стороны приемных родителей, и особенно 13 смертельными случаями (12 из них зафиксировано в США, причем два последних в этом году получили широкую огласку).
При этом если трагедии в приемных семьях за рубежом остаются единичными случаями, то факты семейного насилия внутри страны исчисляются десятками тысяч. Только в 2005 году прокуроры зафиксировали в России 150 758 нарушений законодательства, направленного на защиту детей от жестокого обращения со стороны родителей и воспитателей. О таких печальных результатах проверок сообщил заместитель генерального прокурора РФ Сергей Фридинский. Причем, как подчеркнули в беседе с корреспондентом «Времени новостей» представители Генпрокуратуры, в России дети страдают именно от родных, кровных родителей.
«Материалы прокурорского надзора свидетельствуют о том, что права детей повсеместно продолжают нарушаться», -- говорится в документе прокуратуры, а примеры просто чудовищны. В Яковлевском районе Белгородской области в мае 2005 года из-за разногласий с женой в вопросах воспитания детей некий гражданин Махов убил своего шестилетнего сына, после чего сжег его тело. В ноябре 2004 года органы опеки и попечительства администрации Калининского района Тверской области были уведомлены врачом Медновской сельской больницы о том, что их полуторагодовалый пациент Платонов находится в опасном положении. Его мать практически перестала кормить ребенка, в результате чего дефицит массы тела составлял более чем 50% и полуторагодовалый малыш соответствовал уровню шестимесячного. Но только спустя четыре месяца органы опеки и попечительства изъяли из семьи ребенка и поместили его в больницу. В Удмуртии воспитателю детского сада было известно о том, что пятилетняя М. Ехлакова вместе с семилетним братом после смерти матери остались на попечении отца и бабушки, страдающих хроническим алкоголизмом, однако тревожную информацию воспитатель никуда не передала, и в результате в мае 2005 года пятилетняя девочка была доставлена в отделение реанимации и интенсивной терапии с диагнозом «острая алкогольная интоксикация средней степени».
Примеров, доказывающих, что российские дети у себя на родине с собственными родителями совершенно бесправны, в прокуратуре множество. Зачастую никто не знает о том, что с ними происходит «под крышей дома своего». А если родители несут какую-то ответственность, то из-за парадоксов российского законодательства это часто усугубляет положение самого ребенка. «Сложившаяся следственно-судебная практика по делам рассматриваемой категории не отвечает задачам общей и специальной профилактики жестокого обращения с детьми, попустительствует семейному насилию, -- такое заключение содержится в документе Генпрокуратуры РФ. -- В качестве меры наказания за совершение преступления указанной категории в настоящий момент могут быть применены только штраф или исправительные работы». А поскольку источник существования у семьи общий, то применение как одного, так и другого вида наказания не может не сказаться на бюджете семьи в целом. То есть штраф неработающими родителями может выплачиваться из средств, выделяемых государством на содержание самого ребенка.
Ирина БЕЛАШЕВА