|
|
N°167, 12 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Революция 9/11
Календарь -- человеческая выдумка и абсолютная условность. Начало нового года или новой эпохи можно отсчитывать с любого момента, когда нам это заблагорассудится. Мусульманский мир сейчас живет в 1383 году хиджры, изгнания пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Христианский -- в 2005 году от Рождества Христова. С теми же, если не с большими основаниями, можно утверждать, что все человечество вчера вступило в пятый год сверхновой эры -- от террористической атаки 9/11 на Америку.
И до и после 11 сентября 2001 года в человеческой истории случались события страшнее. Даже чисто арифметически, хотя всякая арифметика кощунственна, когда речь идет о невинных насильственных человеческих жертвах. В атаке террористов на Америку погибло чуть больше 3 тыс. человек, а жертвами цунами в Юго-Восточной Азии в прошлом году стало не меньше 200 тыс. Даже если сделать единицей измерения истории человечества теракты, американский не самый страшный. Были и захваты школ, и взрывы жилых домов, и угоны самолетов, и похищения первых лиц государств с последующими убийствами.
Но все-таки дата 9/11 -- опознавательный знак новой эры человечества. Новой прежде всего потому, что впервые в истории цивилизации, по крайней мере в той истории, которую мы знаем более или менее достоверно, одним почти моментальным варварским актом были уничтожены все базовые координаты социального существования человека.
Во-первых, это был глобальный удар по идее государства. Самое сильное государство оказалось совершенно беззащитным перед угрозой, которую в принципе не могут предотвратить никакие спецслужбы. Террористом может оказаться любой вполне добропорядочный гражданин с подлинным паспортом. При этом если все будут следить за всеми, если во имя безопасности людей в рамках государства радикально ограничить свободу граждан, главным террористом станет само государство. Иными словами, то, о чем можно было догадываться по вектору развития человечества (Интернет, современные средства передвижения, позволяющие за короткое время облететь весь земной шар, транснациональные корпорации), было доказано самым диким и потому самым наглядным образом: государство в его нынешнем виде обречено, поскольку больше не является эффективной формой организации и защиты человеческой жизни. Географические границы отныне условность.
Во-вторых, этот теракт стал подтверждением конца христианской цивилизации, а может быть, и вообще цивилизаций на религиозных основах. Понятно, что человечество долго жило вообще без доминирующих мировых религий, и следовательно, может без них обходиться. Но проблема в том, что все надежды на появление действительно общечеловеческих ценностей, сближающих представителей разных религий, на уменьшение противоречий между людьми вследствие экономического и социального прогресса оказались иллюзией. Даже сама человеческая жизнь явно не является абсолютной ценностью для всех людей. У религий, никогда не удерживавших людей от насилия по отношению друг к другу, а иногда даже такое насилие санкционировавших, теперь и вовсе нет предпосылок для тотального умиротворения человечества. Единственный вариант такого умиротворения -- создание действительно единственной общемировой глобальной религии -- представляется в нынешнем предельно атомарном, индивидуалистическом и одновременно сетевом мире маловероятным.
В-третьих, трагедия 9/11 поменяла коренные представления о войне и мире, практически стерев грани между этими понятиями. Противник -- везде и нигде, война -- никогда и всегда. Ты не знаешь, в какой момент в какой точке мира может "рвануть". Можно разгромить все эти "аль-каиды", но нет никаких гарантий, что таким же доступным и сравнительно дешевым способом тотального запугивания обычных людей не воспользуются представители других политических, социальных или культурных взглядов.
То, что мы наблюдаем сейчас, можно назвать метафизической растерянностью человечества. Большинство скорее не подавляющее, а подавляемое. Мы не хотим умирать, а террористы хотят. И потому готовы убить каждого из нас. Мы не хотим бояться, мы хотим свободно перемещаться по миру, а террористы хотят загнать нас под домашний арест. Значит, мы должны противостоять этому, толком не понимая, как. Видимо, прежде всего привычным образом жизни.
В конце концов у революции 9/11 есть и одно положительное последствие -- такой физиологической, шкурной, буквальной связи людей во всех точках мира перед лицом общей опасности не было еще никогда. Новые варвары должны по-новому сплотить растерянное человечество.
Семен Новопрудский